0

Диски или онлайн? Какой будет дистрибуция фильмов и музыки

sermak, 23.12.2019 в 19:31

Диски или онлайн? Какой будет дистрибуция фильмов и музыки

Захотелось посмотреть кино? Запускаете смарт ТВ или свой медиаплеер / приставку и выбираете нужные фильмы онлайн. Вышла новая серия любимого сериала? Достаточно включить смартфон и усваивать видео по частям. Что-то вы смотрите бесплатно и с рекламой, для чего-то оплачиваете подписку каждый месяц, изредка покупаете дополнительный контент, а в вашей квартире или доме нет полок с дисками. Удобно? Пожалуй, да. Но реально ли прямо сегодня? Всегда ли возможно? Всем ли подходит? Попробуем разобраться.

Почему массовый медиарынок идет в онлайн

Если постараться втиснуть всю аналитику рынка в несколько предложений, то лучше всего ситуация раскрыта в последнем годовом отчете Sony. Согласно ему, на цифровые релизы музыки уже приходится почти 70% продаж. Что до фильмов и музыкального видео, то с 2015 года идет постепенное падение продаж контента на физических носителях и видео по подписке в 2018 году заняло уже 55%. Тренд слегка замедлился в 2018-2019 (появились фильмы на 4K UHD Bluray), но 4K диски все равно будут нишевым продуктом и на судьбу рынка в целом влияния оказать не смогут. Год за годом цифровые копии постепенно будут вытеснять физические.

Почему так происходит? При детальном рассмотрении вопроса выясняется, что это не только "хотелки" издателей и медикорпораций. Да, им выгодно перейти с физических копий на цифру и снизить издержки. Нет нужды заниматься тестовыми копиями, продумывать оформление диска/упаковки, строить сеть логистики для поставок даже в мелкие страны мира и, наконец, решать вопрос с непроданными копиями. Да и скорость доставки контента до конечного потребителя существенно возрастает. Ведь цифровой контент доступен всем и сразу, прямо в день выхода. А где-то в тени маячит и лакомая идея с ликвидацией вторичного рынка (перепродажа и обмен дисков), что увеличит продажи.
Но и у покупателей есть свой резон и свои проблемы. Почти трети потребителей не подходит не только вариант с дисками, но и вариант со скачиванием. Появился такой термин как "поколение напрокат", для которого схема аренды кажется самой естественной. Многие считают, что важен сам контент, а значит нет необходимости оплачивать все расходы в цепочке "создание-печать-распространение дисков". Плюс исследования показывают, что покупатели из нового поколения (1990+) чаще чем старшие придерживаются мнения "диски - пережиток прошлого". У них просто нет физического пространства для хранения стопок носителей. Они не испытывают эмоциональной радости от покупки и хранения, не видят смысла в коллекционировании и так далее.

Музыка предпочитает стриминг?

До 90% продаж музыки в итоге будет проходить онлайн - процесс необратим и закономерен. Еще в 2018 году легальный стриминг аудио опережал нелегальные загрузки на более чем 30%. Даже для качественной музыки не требуется очень быcтрый Интернет, а в ситуации с Hi-Res треками материал можно брать в аренду или покупать (во избежание обрывов во время стриминга).
Неплохие тиражи есть и будут у CD-дисков, а старые цифровые форматы для аудиофилов проигрывают борьбу Hi-Res аудио. Занять свою небольшую нишу сможет лишь Blu-ray Audio, который стал отдушиной для коллекционеров музыки в максимальном качестве. Эту тему мы уже подробно обсудили 2 года назад (Hi-Res против Blu-ray Audio, SACD и DVD-Audio) и сейчас наши прогнозы лишь подтвердились. А на полках у меломанов компанию BD-A составит вечно актуальная аналоговая альтернатива - виниловый диск (LP).

Потоковые видеосервисы против DVD, Blu-ray и 4K Blu-ray

Пессимисты регулярно задают вопросы о продажах блюрей дисков. К их удивлению, статистика показывает, что не все так плохо. Известный аналитический портал The Numbers регулярно публикует рейтинги самых продаваемых фильмов на Blu-ray в США. За 2018 год первое место заняли "Звёздные войны: Последние джедаи", которые разошлись тиражом более 3 миллионов копий только в Америке, а по миру подобрались к отметке в 6 млн. Лишь на 20% меньше показатели у "Черная Пантера", "Тор: Рагнарек" и других кассовых хитов. В 2019-м с десяток изданий преодолеют рубеж продаж в 3 миллиона и среди них как блокбастеры вроде "Мстители: Финал" так и картины вроде "Богемская рапсодия". Весьма неплохие цифры, которые впечатляют даже на фоне абсолютного лидера продаж в мире - "Аватар" суммарно разошелся тиражом около 8 миллионов изданий.
Но если собирать статистику по просмотрам кассовых блокбастеров в онлайн-кинотеатрах вроде Netflix или закачкам в iTunes, то мы увидим проигрыш Blu-ray минимум в 3 раза, а порой и в 5-6. Ситуацию спасают сотни фильмов и сериалов, которые по разным причинам не добрались до потоковых сервисов, но успешно предлагаются на физических дисках. Тем не менее, тренд на онлайн еще в 2018 году уловили многие производители бытовой электроники и побежали с корабля. Первой ласточкой стал бренд Oppo, прекративший производство Blu-ray плееров. С февраля 2019 года постепенный отказ от новых устройств коснулся и Samsung. Есть подозрения, что 2020-й станет последним годом с выходом новых моделей, а затем оставшиеся на рынке производители будут лишь продавать товар со склада. Приятным противовесом этой тенденции станет наличие UHD Blu-ray привода в игровых консолях нового поколения (PS5 и Xbox Series X).

Отечественный зритель может быть вполне доволен просмотром кино в крупнейших сервисах вроде IVI, Megogo, Амедиатека, Okko, TVZavr и других. У каждого из них неплохая база контента, удобная система рейтингования и поиска подборок. Но скорость появления и количество новинок значительно меньше чем на западных сервисах, а в топовом качестве вы найдете буквально два десятка фильмов. Зачастую проще купить блюрей, чем ждать месяц платного просмотра в VOD. Для нас главный минус любого западного проекта - цена подписки и контент без локальной озвучки или субтитров. Но для владеющих английским вопрос озвучки отпадает, а разница в цене оправдана куда лучшим ассортиментом.
Недавно в ноябре запустились новые стриминговые сервисы Apple TV Plus и Disney Plus, а весной 2020 года на рынок выйдут онлайн-кинотеатры Peacock (от NBCUniversal) и HBO Max (Warner Media). Сперва в США и Канаде, но потом в Европе и Латинской Америке. Уже на старте все они предлагают огромную библиотеку фильмов и сериалов от родственных студий. Но всех ли удовлетворяет качество контента и ассортимент даже в топ-видеосервисах?

Если сравнивать SD-контент в стриминге и DVD, то в 2019 году можно говорить о достижении паритета. В крупнейших видеосервисах передается видеопоток с битрейтом 6-10 Мбит и это сравнимо с дисками. А в случае кодирования в новом формате HEVC и подавно. Если же смотреть на HD-контент, то стриминг в среднем не достигает даже половины от битрейта видео на Blu-ray. Аналогично диски имеют преимущество и по части звука (DTS, DTS-HD и TrueHD против DD5.1). Выход новинок проката в 4К HDR (иногда с Dolby Vision и Atmos) ознаменовал новый виток противостояния, но если судить по битрейту, то и здесь стриминг проигрывает минимум в 2 раза (в среднем в 2,5). Плюс последние исследования показывают, что 4К-фильмы онлайн-сервисов не соответствуют стандартам HDR (максимальная яркость ниже стандарта). В целом разница в качестве 4K-контента в пользу 4K UHD Blu-ray дисков видна на глаз на любом 55-дюймовом или более телевизоре. И если вам нужно максимальное качество и ваша техника потянет его, то альтернатив Blu-ray (3D, 4K) пока нет.

А что же с ассортиментом? В случае стриминга есть ограничения ибо сейчас работа всех сервисов направлена на реализацию быстро потребляемого контента. Сериалы (серия по 20-55 минут), новинки проката 3-6 месячной давности и популярные фильмы прошлых лет. Что-то удобно смотреть на смартфоне, а что-то больше подойдет для просмотра в домашнем кинозале. В русскоязычных сервисах слишком много контента категорий B и даже C, то есть фильмов о существовании которых вы даже не догадывались. Но что делать, если вы являетесь поклонником артхауса, инди-фильмов или интересуетесь классикой 60-х или 70-х? Тут вы, скорее всего, столкнетесь с отсутствием нужного материала или слабым качеством видео/аудио. Проще говоря, потоковые сервисы охватывают массовый вкус и фокусируются на самом актуальном контенте. А вот на дисках у вас есть шанс не просто найти ценный для вас фильм в максимальном качестве, но и получить богатый бонусный материал. Коллекционеры оценят оформление издания и с радостью потратят пару минут на меню, а пользователи онлайн-кинотеатров наоборот хотят моментального старта просмотра. Для фанатов культовых фильмов немаловажным плюсом является и наличие изданий со всякими режиссерскими и альтернативными версиями, а этого вы не встретите в стриминге.
В результате уже сейчас на рынке самосоздается некий баланс, когда коллекционер или ценитель киноклассики и артхауса может купить себе красиво оформленный диск, а новинки смотреть в онлайне вместе с огромной армией любителей сериалов или блокбастеров.

Будущее контента на дисках - делаем прогноз

В будущем фильмы и музыка на физических носителях станут уделом коллекционеров и фанатов максимального качества. Массовый продукт на 80% и более уйдет в распространение через стриминговые платформы. Но, все указывает на то, что произойдет это еще не скоро.
В среднем по миру (и даже по странам с высокоразвитой экономикой) наблюдается слабое проникновение быстрого интернета. Нынешние кабельные и DSL-линии связи не дают необходимой скорости под 4K фильмы, а массовое внедрение волоконно-оптических сетей или 5G затягивается и явно займет не 2-3 года.
Новые игровые консоли PS5 / Xbox Two будут оснащаться приводами UHD Blu-ray не ради самого формата дисков. Просто загрузка игр на 80 Гбайт, онлайн-просмотр 4K HDR фильма с битрейтом в 25-35 Мбит требуют хорошего интернет-соединения в противовес массовому варианту Netflix c 10-15 Мбит. А ведь через пару лет станет актуальным формат 8K и, возможно, под новые объемы информации понадобятся новые диски?

+10
Оценить пост
10 голосов, 1094 просмотра
     

Выскажи свое мнение!

Имя
Комментарий
Символы на картинке
обновить
Читайте похожие записи в блогах
21.01.2020 Подводим итоги 2019 года: лучшие Blu-ray диски, телевизоры и медиаплееры
02.06.2019 Как выбрать Blu-ray плеер: советы, модели и цены 2019 года
17.01.2019 Лучшие телевизоры, медиаплееры, ресиверы и Blu-ray диски 2018 года
31.01.2018 Итоги 2017 года: Лучшие Blu-ray и 3D Blu-ray диски

Подписаться на рассылку от HDCLUB

Новое на форуме

Кинотеатры пользователей

  • Владелец: Sertgx1230
    Бюджет: $ 2500

  • Владелец: moviefan
    Бюджет: $ 18000

  • Владелец: leo1968
    Бюджет: $ 14000

Голосование на HDCLUB

На каком оборудовании Вы чаще всего смотрите Ultra HD контент?

  • На смартфоне/планшете
  • На UHD-экране ноутбука
  • На ПК в связке с 4K (5K+) монитором
  • На 4K LED-телевизоре
  • На 4K QLED-телевизоре
  • На 4K OLED-телевизоре
  • На 4K UHD проекторе
  • На 8K UHD телевизоре
  • Пока не смотрю, но планирую в ближайшие 1-2 года
  • Вообще не смотрю и не планирую, мне хватает FullHD
загрузка...

Все содержание портала "Все о Ultra HD, Full HD, Hi-Fi, Blu-ray, 3D и HDTV", включая идеи оформления и стиль, являются объектом авторского права. При цитировании документа ссылка на сайт обязательна. Полное копирование и размещение материалов HDCLUB.ua на других сайтах без письменного разрешения редакции не допускается.

Поддержка сайта - xpgraph.by