На календаре конец 2021 и, оглядываясь назад, можно сказать, что ажиотаж вокруг 4K UHD достиг пика еще в прошлом году. Самим термином уже не удивить, новые телевизоры на 60% выпускаются с этим разрешением, а база контента растет как грибы. Формально следующая остановка в лице 8K объявлена, но доедем ли мы туда? Попробуем разобраться, какое будущее ожидает 8K видео.
8K Ultra HD был объявлен как следующий рубеж технологий отображения еще 5 лет назад. Разрешение 8K (7680 x 4320 пикселей) в 4 раза больше 4K и в 16 раз превышает 1080p. Это вторая старшая версия форматов Ultra HD и формально ее внедрение должно соответствовать классическому циклу 10-12 лет на смену технологий. Например, DVD (480/576p) возник в 1996-м, Full HD пошел в массы с 2006-го, а 4K - в 2016 году. Первые 4K-телевизоры появились весной 2013, а полновесный функционал они обрели лишь после выхода UHD Blu-ray. Уже сегодня на больших экранах кинотеатров зачастую демонстрируют фильмы, снятые с нативным разрешением 4К.
Формально внедрение 8K идет с опережением графика (первые ТВ были в 2019-м), но все больше напоминая фальстарт. Проникновение на рынок 8K-телевизоров невелико и даже хуже, чем прогнозировалось. Они крайне дороги, почти не предлагаются в народных диагоналях "55-65", а на глаз разница между 4К и современным 8К пренебрежимо мала. Большинство людей способны отличить 720p от 1080p, далеко не все видят разницу между 1080p и 4K, но на среднем расстоянии просмотра лишь избранные сходу узнают "4K или 8К?". Явные улучшения в проработке деталей, по субъективным свидетельствам потребителей, наступают где-то с 90 дюймов, но тогда все замыкается на самые дорогие модели. Прирост детализации 8K легко теряется в движущихся изображениях, а изучение новых нюансов в неподвижных кадрах напоминает поиск "пасхалок".
А ведь прошлые технологические скачки не вызывали столько вопросов. Преимущество Full HD (Blu-ray) над DVD было несомненным. Прыжок от Full HD к 4K осязаем даже для экранов со средними диагоналями. Вдобавок свою лепту внесли расширенное цветовое пространство Rec.2020 и переход от SDR к HDR. Что подобного может предложить 8K UHD? Возможно, еще одно расширение цветового объема, а также увеличение частоты (пресловутые 120 Гц для спортивных трансляций или кино). Или замахнуться на кусок пожирнее - 16 bit, 4:2:2, HFR 3D?
Если классический телевизор с разрешением 8K пока близок к провалу, то второе дыхание могут обрести проекторы. Экран на 100+ дюймов и проекция для домашнего кинотеатра (например, апскейлинг до 8K для проекторов JVC с 4K eShift) уже сейчас выиграют от четырехкратного 4K. Но цена решения огромна - речь пойдет максимум о десятках тысяч готовых технических систем.
Обращаем внимание, что "Ассоциация 8К" не считает реальным 8К так называемое масштабированное видео.
Первопроходцем в области новых видео технологий традиционно были японские телекомпании. Лидером разработки 8K для телевещания является NHK, которая предложила свой формат Super Hi-Vision еще 6 лет назад. Запланировано видео с разрешением 8K и передача до 22.2 каналов звука. Первоначальной целью было обеспечение трансляции в 8K для летних Олимпийских игр в Токио. Тестовое вещание провели еще в 2018-м на канале BS8K. Затем показали избранные соревнования с Олимпиады (реально прошла в 2021-м, а не 2020), помогли наладить промо-вещание NBC и другим зарубежным партнерам. Но в массы это пока не пошло - для просмотра требуется телевизор 8K, а также специальная спутниковая антенна и ресивер. В ассортименте несколько 8К-документалок (таких как "Барака") плюс отдельная пересканированная киноклассика ("Космическая одиссея 2001 года"). В Европе и Америке этой осенью стартовало демо-вещание (стандарт UHDTV2) вроде Turksat 8K, но там вы найдете лишь программы о путешествиях. Фильмов пока нет.
Демо-ролики производителей - комплект любого только что купленного премиум-ТВ. Хороши для первого вау-эффекта, но затем вы о них забываете.
Кладезем любого контента традиционно является YouTube - там первые 8К-ролики прописались еще 5 лет назад. Многие из них представляют собой timelapse-видео без HDR (набор фотографий на ускоренной перемотке), но есть и полноценные материалы. При этом приходится мириться с "мылом" в некоторых видео и возможностью просмотра только на избранном "железе".
Потоковые сервисы в своем большинстве сейчас вообще не предлагают 8К. Лишь избранные стриминги вроде Rakuten TV уже показывают документальные фильмы, но при этом не имеют ни одной художественной ленты с реальным 8К. Первый сервис с контентом 8K HDR, The Explorers, также недавно появился на телевизорах Roku и там на будущее заявлены фильмы / сериалы. Недавно и OTT-проект MEGOGO запустил собственный интерактивный 8К-канал, где анонсирован фильмовый контент (более 25 позиций, но битрейт всего 30 Мбит/с). Некоторые российские онлайн-кинотеатры предлагают полдесятка фильмов в 8К, но по факту это апскейл.
К сожалению, главными источниками массового 8K в следующие 1-2 года будут потребительские камеры, включая топовые смартфоны.
Чтобы ответить на вопрос о перспективах 8K фильмов, нам достаточно выяснить, как и откуда они могут появиться.
Сейчас 1080p+4K являются основными форматами для дисков и стриминга, но студии уже несколько лет снимают избранные фильмы в 8K (например, "Стражи Галактики") с помощью цифровых камер типа Red Epic или Sony CineAlta. Важно четко понимать разницу между съемкой в 8K на цифру и выпуском киноленты на цифровой мастер-копии. Ведь киногиганты осуществляют мастеринг в 8K - контент делается в финальном варианте и его не понадобится ремастировать каждый раз, когда будет использоваться новый формат высокой четкости. Некоторые киностудии сразу используют HDR + Wide Color Gamut для реставрации классических фильмов и мастеринга проектов. Сохраненные цифровые файлы с разрешением 8K служат исходниками для UHD Blu-ray / Blu-ray, потоковой передачи или телетрансляции. Но, по слухам, практика показала, что сканирование 8K имеет смысл лишь для пленки 65/70 мм (большинство релизов IMAX, Panavision), а для основного формата 35 мм достаточно сканирования 4K. В результате (по аналогии с распространенным DI 2K/2.8K/3.4К для 4K контента) мы можем получить массу 8К из 4К исходников, что будет не совсем честно. Плюс визуальные эффекты (CGI) тоже отрисовываются и проходят рендер в 2К или максимум 4K.
На каком-то этапе руководство студии решает, а нужен ли фильму старший формат. По этому принципу некоторые новинки сейчас не получают 4K-версий. Аналогично для большинства фильмов будет принято решение по нишевому формату 8K. Особенно, когда реальная выгода призрачна и 4K в конкретном случае хватает с головой. Ведь даже 4K-контент пока стал лишь улучшением для избранных потребителей, а 8K многие аргументированно считают пустой тратой времени и ресурсов на производство.
Возможно, ситуация улучшится к 2025 году, когда основные студии планируют перейти на съемки в 6K/8K, но пока слишком рано делать положительные выводы.
По "формуле" 10-летнего цикла форматов получаем, что условные "8K UHD Blu-ray диски" ждать еще 4-5 лет. Это вряд ли произойдет.
Плюсы полновесной копии на диске бесспорны - максимальное качество видео и аудио, а для кого-то еще и приятные бонусы в виде красивых упаковки, меню и дополнительных материалов. Просмотр доступен в любое удобное время - вы не зависите от прихотей сервиса стриминга и работы Интернета.
Вы начинаете изучать цену вопроса: за фильм, 5 фильмов и так далее. Сравниваете, анализируете. А затем, почти наверняка, узнаете, что для перехода на новый этап придется купить новый комплект аппаратуры (телевизор, ресивер, проигрыватель) или максимального качества не увидеть. Производители может и заинтересованы в этом, но будет ли встречное движение от покупателя? Рынок уже не такой, как 5-10 лет назад.
Общее снижение интереса к дискам и новым проигрывателям началось еще в 2016-м. Появление формата 4K Ultra HD Blu-ray не смогло переломить тренд, но несколько замедлило процессы. Для покупателей из России / Украины появилась проблема локализации - студии отказываются даже от русских и украинских субтитров. Может ли что-то измениться? Нет. С 2016-го рынок Blu-ray (включая 4K) дисков сократился почти вдвое, а презентации новых плееров и вовсе стали единичными (тем более с этой ролью справляются PS5 / Xbox Series X). Для запуска нового стандарта 8K Blu-ray помимо контента и техники необходима подходящая технология дисков, а о ней нет даже слухов. На первый взгляд ситуация мало чем отличается от "зарождения 4K", но по факту топ-компании не планируют вкладывать средства в формат оптических дисков нового поколения и соответствующие плееры. Более того, некоторые бренды вроде Samsung вообще вышли из этого бизнеса.
4K UHD Blu-ray не стал и уже не станет массовым продуктом, довольствуясь нишей "для энтузиастов и ценителей max качества". Одна из причин - ценообразование. 4K-диски не приблизились к ценам на Blu-ray и в среднем дороже в полтора раза. Есть ли причины полагать, что новый формат под 8K окажется дешевым?! Скорее всего нас ожидают дорогие чистые диски (болванки), а также удорожание дисков с фильмами.
Потенциально 8K Blu-ray должен хранить данные размером 200 ГБ или больше. Таких технологий нет, а вариант с делением фильма на 2 диска еще в 2000-е не понравился большинству. 4K Blu-ray удалось реализовать благодаря трехслойным дискам (BD-100 Triple-Layer). Может ли типичная двухчасовая кинолента в 8K (без ущерба для качества изображения) уместиться на один такой диск или четырехслойный (условно 128 Гбайт)? Плюс слой это нарастающая сложность, но даже тогда на первом плане эффективность новых видеокодеков. И будет ли идти речь об "эталонном качестве", если производителям придется ужиматься по битрейту под размер диска?
Студии явно начинают отвлекать клиентов от физических носителей, а киногигант Disney вовсе перекраивает рынок, ограничивая ассортимент и убирая с дисков форматы Dolby Vision / IMAX Enhanced. Кино- и телевизионный контент становится настолько доступным, что большая часть уже транслируется в форматах HD/4K в ведущих потоковых сервисах, а потому потребность во владении дисками становится все более избирательной. Конечно же, преданные фанаты физических копий захотят получить любимый фильм на новой версии Blu-ray. Но сделают это не только ради прироста качества, а скорее ради самого факта владения диском, а не постоянной оплаты за онлайн-видео. Будут и AV-энтузиасты, которые годами создавали библиотеку 1080p контента, затем пересобирали/дополняли по удвоенным ценам базу в 4K, а завтра ему предложат топовый 8K за флагманский ценник. Но не много ли расходов на каждом витке технологий?
Потоковое 4K UHD видео все еще считается премиум-вариантом и станет основным для домашнего кинотеатра не ранее 2024. Так есть ли в этой ситуации перспективы у 8K в онлайне? Все будет зависеть от множества факторов. Отбросив схожие с дисками, мы обратим внимание на главные вопросы к любому онлайн-видео. Как и с каким битрейтом закодировано? Достаточно ли много пользователей имеют минимально необходимую скорость интернет-канала?
Сейчас стриминговые платформы плохо подготовлены к 8K. Для получения качественной картинки необходим битрейт 80, а лучше 100 Мбит/c. Классический для 4K кодек HEVC не совсем соответствует уровню 8K - понадобится переход на видеокодеки типа AV1, VVC, H.266 или подобный. Новые алгоритмы должны иметь на 20-40% лучшую степень сжатия для того же качества восприятия. В комплект к премиум-видео вы захотите наилучшего качества звука, а ведь даже дорогие пакеты топ-сервисов (Apple, Amazon, Netflix, Disney) в лучшем случае предлагают сжатый Dolby Atmos. Он не сопоставим с несжатым HD-звуком и пока нет видимых подвижек в переходе на HD-Audio.
Что касается скорости Интернета, то тут все очевидно. Основным платежеспособным рынком онлайн-видео считается Северная Америка и Европа, но "народный" интернет-канал там пока с трудом справляется с 4K, а о большем остается лишь фантазировать. Плюс для 8K потребуется более 40 Гбайт трафика в час, что отметает пользователей с предельным ограничением Интернет-трафика за месяц (таких по статистике более трети).
Но, в ситуации отсутствия физических носителей или их нерешаемой дороговизны, именно стриминг может стать палочкой-выручалочкой нового формата.
Никогда не говори никогда. Но на данный момент вряд ли имеются шансы увидеть массовые 8К фильмы в ближайшие 3 года и 8K Blu-ray диски вообще.
В начале 2020 года мы оценивали вероятность появления дисков 8K UHD Blu-ray (хотя бы как нишевого премиального продукта) в 30-40%, но после событий вокруг Covid-19 и тектонических изменений рынка проката и видеодистрибуции эти шансы не более 10%. Официальная ассоциация 8K недавно стала намекать, что на 8K Blu-ray не следует рассчитывать. Призрачную надежду оставляет лишь молчание ассоциации BDA и отложенные планы компаний калибра Sony.
Немногим лучше ситуация и, в целом, с 8K фильмами. По факту имеем отсутствие контента 8K UHD - новые фильмы в этом формате снимают мало, а для большинства старых по-настоящему вытянуть такое качество не получится реставрацией и апскейлом. Плюсуем в копилку проблем мизерную базу купленных телевизоров, на рост которой уйдут годы. Ну а самое главное - до сих пор не дан ответ на вопрос "кому и зачем нужно такое запредельное качество изображения?"
+9 |
Tweet
|
Все содержание портала "Все о Ultra HD, Full HD, Hi-Fi, Blu-ray, 3D и HDTV", включая идеи оформления и стиль, являются объектом авторского права. При цитировании документа ссылка на сайт обязательна. Полное копирование и размещение материалов HDCLUB.ua на других сайтах без письменного разрешения редакции не допускается.
Комментарии пользователей (1)
гость
Выскажи свое мнение!