• Словарь
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A
  • B
  • C
  • D
  • E
  • F
  • G
  • H
  • I
  • J
  • K
  • L
  • M
  • N
  • O
  • P
  • Q
  • R
  • S
  • T
  • U
  • V
  • W
  • X
  • Y
  • Z
  • 0-9

Толковый словарь технических терминов по AV, Hi-Fi, Hi-End

0-9
1080i: — формат с 1920×1080 точек, чересстрочная развертка, отношение сторон 16:9, частота — 50 или 60 кадров в секунду.
1080p: — формат высокой четкости с 1920×1080 точек, прогрессивная разверткой, отношением сторон 16:9, частотой — 24, 25 или 30 кадров в секунду.
16:9: Формат кадра для широкоэкранных стандартов цифрового телевидения, таких как HDTV и частично SDTV. Отношение ширины экрана к высоте 16:9.
24p Playback: Функция, обеспечивающая воспроизведение фильмов с естественной для них скоростью 24 кадра в секунду, создавая атмосферу кинотеатра и передавая изображение в полном соответствии с тем, как было задумано в оригинале.
3CCD: Тип преобразователя изображения (матрицы). Благодаря раздельным матрицам для красного, зеленого и синего цветов, составляющих изображение, эта система передает цвета с высочайшей точностью. Пользователь получает живые, близкие к реальности изображения, которые наделены глубиной и естественностью.
4:3: Традиционный телевизионный формат кадра. Отношение ширины экрана к высоте 4:3.
720p: — популярный формат высокой четкости с разрешением 1280×720 точек, прогрессивной разверткой, отношением сторон 16:9, частотой кадров в секунду — 24, 25, 30, 50 или 60.
A
A/V: Сокращенное обозначение для "аудио/видео". Относится к системам, обрабатывающим и аудио-, и видеосигналы.
A/V preamplifier: Компонент, позволяющий регулировать громкость воспроизведения, выбирать источник сигнала для просмотра и осуществляющий декодирование объемного звука. Иногда это устройство называют также А/В-контроллером или А/В-процессором.
A/V receiver: Центральный компонент системы домашнего кинотеатра; принимает сигналы от различных источников, позволяет выбирать сигнал для просмотра и прослушивания, управляет громкостью воспроизведения, производит декодирование объемного звука, принимает радиопрограммы и усиливает сигналы до мощности, необходимой для управления акустическими системами домашнего кинотеатра.
Acoustic absorber: Любой материал, поглощающий звук, например, ковер, драпировка, мягкая мебель и т.п.
Acoustic diffuser: Любой материал, рассеивающий звук.
Advanced Contrast Enhancer: функция оптимизации контрастности в каждой сцене видео. Эффект достигается путем приспосабливания уровня подсветки для передачи самых тонких уровней градации. На экране мы видим более глубокий черный, даже в самых плохо освещенных сценах; поразительное ощущение глубины создается без потери яркости.
AM: (Amplitude Мodulation) — обозначение амплитудной модуляции, а также определенного диапазона, в котором вещают радиостанции. В этом режиме амплитуда передаваемого высокочастотного сигнала прямо пропорциональна амплитуде звукового сигнала. Вещание в режиме амплитудной модуляции ведется в диапазонах коротких (КВ), средних (СВ) и длинных (ДВ) волн. В режиме AM вы сможете принимать радиосигналы от станций, вещающих в этом режиме, на значительном расстоянии от передатчика (особенно в диапазонах СВ и КВ).
Anynet+: (HDMI-CEC) — передача команд и управляющих сигналов между участниками связи через HDMI. Функции CEC встраиваются по желанию производителя. Если все участники связи будут поддерживать HDMI-CEC, то вы сможете, например, посылать команды с пульта ДУ всей подключенной технике. Среди команд есть включение/выключение, воспроизведение, переход в режим ожидания, запись и другие.
Aspect ratio: Отношение ширины видимого изображения к его высоте. Стандартный телевизор поддерживает соотношение сторон кадра 4:3 (1,33:1). Широкоэкранные телевизоры (и вся аппаратура для HD) имеют соотношение сторон 16:9 (1,78:1).
ATSC (Advanced Television Systems Committee): организация, разрабатывающая и утверждающая стандарты для передовых телевизионных систем, в том числе и HDTV. Наиболее широко стандарты ATSC распространены в США и Канаде.
Audyssey MultEQ: Технология, позволяющая без участия человека производить настройку параметров домашней A/V-системы для конкретного помещения. Настройка производится путем подключения к A/V-ресиверу настроечного микрофона, который размещается в точке прослушивания. Ресивер последовательно подает сигналы в каждую АС, а затем, анализируя сигнал, снятый с микрофона настраивает параметры системы — расстояние до акустических систем, необходимые задержки.
AV-процессор: Более высокая ступень развития по сравнению с AV-ресивером. AV-процессор применяется лишь в достаточно дорогих системах и выполняет декодирование цифрового звука и коммутацию аудио-видео сигналов, но не включает в себя усилителя. Такое разделение функций благотворно влияет на чистоту звучания. Применяется AV-процессор в паре либо с многоканальным усилителем, либо с активной акустикой.
AVC: H.264, MPEG-4 Part 10, или AVC (Advanced Video Coding) — стандарт кодирования видео, предназначенный для достижения высокой степени сжатия видеопотока при сохранении высокого качества.
AVCHD: — формат записи видео, предназначеный для записи видео высокой четкости в режимах 720р и 1080i на такие носители как 8-см перезаписываемые диски (AVCHD, Blu-Ray), жесткие диски и карты памяти (SD и Memory Stick Pro). AVCHD позиционируется как альтернатива существующим форматам DV и HDV в сфере малобюджетного видеопроизводства. Кроме того, AVCHD наделен возможностью произвольного доступа к отснятому материалу. AVCHD создан на базе технологии компрессии MPEG-4 AVC/H264 и является гораздо более эффективным по сравнению с MPEG-2, используемый в видеокамерах формата HDV, поскольку одновременно обеспечивает лучшее качество видеосигнала и меньшие требования по хранению данных. Запись аудио в кодеке осуществляется при помощи кодеков АС-3 или Linear PCM.
B
Bandwith: диапазон частот, в котором устройство может обрабатывать или пропускать сигнал. Например, канал окружения в "Dolby Surround" имеет диапазон частот 100 Гц - 7 кГц. Это означает, что канал пропускает только частоты между 100 Гц (бас) и 7 кГц (нижние высокие частоты). Человеческое ухо различает звуки в частотном диапазоне 20 Гц - 20 кГц.
BD-Live: (Blu-ray Disc Live) — технология компании Sony, используемая в Blu-ray дисках для реализации интерактивных функций. BD-Live предоставляет доступ к интернет-играм, конкурсам, дополнительным материалам о фильме, которых нет на диске (например, эксклюзивные видеороликам или интервью с актерами и режиссером). Для доступа к интерактивным материалам зачастую необходимо посетить специальную страничку, посвященную фильму, и скачать нужную информацию.
Bi-amping: Использование отдельных усилителей для усиления низкочастотного (HЧ)- и высокочастотного (ВЧ)-сигнала. Практически во все широкополосные колонки встроен кроссовер - фильтр, который служит для разделения сигнала на низкие и высокие частоты. В режиме Bi-amping вместо обычного кроссовера для разделения частот используется активный (внешний) кроссовер, который разделяет сигнал на две частотные полосы еще на входе усилителей. При такой схеме усиления взаимное влияние друг на друга НЧ- и ВЧ-динамиков полностью исключается, что дает возможность поднять качество звука на более высокий уровень. Некоторые модели активных колонок построены по схеме раздельного усиления Bi-amping.
Bi-wiring: Способ подключения акустической системы к усилителю, при котором от одного усилителя к одной АС подходят два комплекта кабелей (через один комплект подключается НЧ-динамик, через второй - ВЧ-динамик). При воспроизведении музыки в динамиках и фильтрах кроссовера происходит взаимное влияние НЧ- и ВЧ-полос, что приводит к ухудшению звучания акустики. Применение Bi-wiring во многих случаях позволяет уменьшить это влияние и улучшить звук. Для того чтобы полностью устранить влияние НЧ- и ВЧ-динамиков друг на друга, используется раздельное подключение НЧ и ВЧ к двум отдельным усилителям мощности (см. "Bi-amping").
Blu-ray: Blu-ray Disc или BD (англ. blue ray — синий луч и disc — диск; написание blu вместо blue — намеренное) — формат оптического носителя, используемый для хранения цифровых данных, в том числе видео высокой четкости. Blu-ray получил свое название от использования для записи и чтения коротковолнового (405 нм) "синего" (технически сине-фиолетового) лазера. Буква "e" была намеренно исключена из слова "blue", чтобы получить возможность зарегистрировать торговую марку.
Blu-ray 3D: — новый формат, который призван обеспечить наиболее качественное воспроизведение 3D-фильмов в домашних условиях. Физический формат Blu-ray 3D идентичен другим видам дисков Blu-ray. Логический формат базируется на текущем формате аудио/видео Blu-ray, который был расширен, чтобы поддержать стереоскопическое 3D-видео и 3D-меню. Старые аппаратные плееры Blu-ray не смогут воспроизводить фильмы Blu-ray 3D, а в случае ПК достаточно просто обновить плеер Blu-ray. Немаловажно, что плееры Blu-ray, способные воспроизводить Blu-ray 3D, обратно совместимы, то есть они поддерживают стандартные (двумерные) фильмы Blu-ray.
BRAVIA Sync: Мультимедийная технология Sony для управления другими устройствами Sony (например, видеокамерой или плеером Blu-ray) при помощи одного только пульта ДУ от телевизора BRAVIA. Например, если плеер Blu-ray Disc соединен с телевизором BRAVIA при помощи кабеля HDMI, вы можете посмотреть фильм, просто нажав одну кнопку на пульте ДУ своего BRAVIA. Или, если вы подсоедините камеру Cyber-shot к телевизору BRAVIA через разъем HDMI, то сможете использовать пульт ДУ от телевизора для просмотра фотографий и видеофайлов, сохраненных на камере.
C
Clear Voice: технология, улучшающая качество звучания человеческого голоса.
COM: последовательный порт или COM-порт ("ком-порт", от англ. COMmunication port) — двунаправленный последовательный (информация через него передаётся по одному биту, бит за битом, в отличие от параллельного порта) интерфейс, предназначенный для обмена байтовой информацией.
Composite video: Полная форма цветового видеосигнала, которая включает как сигналы цветности и яркости, так и кадровые строчные и цветовые синхроимпульсы, закодированные в один сигнал.
D
Deep Color: Система улучшения цветопередачи от миллиона до биллиона цветов. Позволяет потребителю наслаждаться беспрецедентной яркостью и точностью изображения на экране. Deep Color также улучшает уровень контрастности, устраняет цветовую сегментацию, обеспечивая плавные тональность и цветовые переходы.
Digital Crystal Clear: пакет новейших технологий в области обработки изображения, выполняющий цифровую настройку и оптимизацию качества изображения, обеспечивая оптимальные уровни контрастности, цвета и резкости.
Digital Noise Reduction: Цифровое подавление помех (DNR). Обеспечивает автоматическое регулирование уровня подавления шума во время записи в зависимости от освещенности. Для получения яркого и четкого изображения при воспроизведении, помехи в изображении, вызванные помехами в яркости и цветности устранятся соответствующими функциями DNR.
DIN: мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение длительного времени с сигналом "розового шума" без физического повреждения. DIN примерно соответствует синусоидальной мощности.
Dolby Digital: (также известен как AC-3, ATSC A/52, Долби Диджитал) — система пространственного звуковоспроизведения, разработанная фирмой "Dolby Laboratories, Inc.". Современные системы Dolby Digital предоставляют шесть каналов объемного цифрового звука. Левый, центральный и правый фронтальные каналы позволяют точно определить позицию источника звука на экране. Отдельные "разделенные" левый и правый задние боковые каналы усиливают ощущение присутствия и создают эффект объема. А дополнительный низкочастотный канал добавляет накал действию на экране.
Dolby Digital EX: стандарт многоканального звука формата 6.1. От систем 5.1 отличается наличием дополнительного канала (центр-тыл). Сигнал для центрального тылового канала декодер получает из двух тыловых каналов — левого и правого.
Dolby Digital Plus: технология построения звука для устройств, поддерживающих воспроизведение видео и аудио высокой четкости. Dolby Digital Plus позволяет повысить качество записи звукового контента на Blu-ray дисках, благодаря битрейту до 1.7 Mbps и поддержке большего количества каналов чем Dolby Digital (до 7.1 каналов для Blu-ray). Предусмотрен вывод потока Dolby Digital для совместимости со старыми устройствами.
Dolby TrueHD: один из форматов несжатого звука (сжатого без потерь). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с.
DSP: (Digital Signal Processor или цифровой сигнальный процессор) — устройство-чип, которое обеспечивает обработку звукового сигнала в цифровом виде. Сигнальный процессор может работать в качестве эквалайзера, лимиттера, кроссовера, иметь готовые настройки для каждого музыкального жанра. Помимо этого, многие DSP обеспечивают создание различных пространственных эффектов (имитация звука в концертном зале, в кинотеатре, на стадионе, в церкви и т. д.).
DTS: формат звука, конкурирующий со схожим Dolby Digital. Формат DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, так что теоретически он звучит лучше. Алгоритм кодирования DTS изначально предназначен исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS всегда зарезервировано место для всех шести каналов, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. То есть при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же объема, как и 5.1.
DTS ES: DTS ES — формат с центральным дополнительным тыловым каналом. Благодаря потенциальным возможностям DTS, ES-вариант может быть как матричным — DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом — DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).
DTS-HD HR: (полное название DTS-HD High Resolution Audio) — HD-расширение оригинального DTS-формата. Оно обеспечивает до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит. DTS-HD High Resolution Audio выбрано в качестве опционального формата для Blu-ray с постоянным битрейтом 6.0 Мбит/с. Формат служит альтернативой старшему DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.
DTS-HD MA: (полное название DTS-HD Master Audio) — формат с побитной идентичностью звука оригиналу. Максимальный битрейт DTS-HD MA для дисков Blu-ray ограничен 24.5 Мбит/с. Формат поддерживает до 7.1 аудио каналов с частотой 96 КГц (192 КГц для двух каналов) и разрядностью 24 бита. Поток DTS-HD Master Audio так же содержит ядро DTS 5.1 для совместимости со старым оборудованием с поддержкой DTS.
DV: Сокращение DV означает Digital Video (Цифровое Видео) и описывает формат цифровой записи видеосигналов стандартной четкости (SD) на ленту. Благодаря высокому качеству, а также соглашению по поводу формата, к которому еще в 1990-х годах пришли свыше 50 производителей оборудования, формат получил широкое признание и быстрое распространился на рынке. Низкая стоимость кассет делают DV "форматом выбора" для экономичной HDTV-записи. Именно в этом заключается причина того, что этот признанный ленточный формат был выбран также и в качестве средства записи сигналов видео высокой четкости HDV.
DVB: DVB (Digital Video Broadcasting): группа технологий для цифрового телевидения. В Европе наиболее широко используются следующие протоколы передачи, разработанные организацией DVB Project: DVB-C (для кабельных сетей), DVB-S (для спутникового вещания), DVB-T (для наземного эфирного вещания). DVB разрабатывает не только протоколы передачи, но и стандарты для интерактивных приложений, таких как приставки цифрового телевидения и т.д. Другие DVB протоколы включают MHP (multimedia home platform, сокращенно DVB-MHP), DVB-M (стандарт измерений сигналов DVB-S/T/C), DVB-H ("обновление" стандарта DVB-T для доставки цифрового потока в мобильные устройства по наземным эфирным сетям).
DVB-C: Разновидность цифрового стандарта DVB для кабельного вещания.
DVB-S/DVB-S2: Разновидности цифрового стандарта DVB для спутникового вещания.
DVB-S2: Термин возник в связи с распространением HDTV-программ посредством спутникового вещания. Новый стандарт модуляции DVB-S2 является дальнейшим развитием DVB-S с улучшенной схемой исправления ошибок (т.н. прямое исправление ошибок - forward error correction, FEC) и схемой модуляции, обеспечивающей большую плотность данных. Таким образом, объем данных, передаваемых через транспондер, можно будет увеличить на 40%. При передаче HDTV в формате 720p с кодированием MPEG-4 AVC или VC1 с потоком 8 Мбит/с на программу, число передаваемых через транспондер программ может достичь шести. Кроме того, система DVB-S2 даст возможность вести региональное вещание посредством адаптивного кодирования и модуляции (ACM). Прием в DVB-S2 осуществляется аналогично DVB-S, однако телевизор или приемное устройство в этом случае должны вместо разъема Scart иметь разъем интерфейса HDMI с возможностью приема HDTV-сигналов. Разъем DVI на телевизоре и разъем HDMI на приемнике могут соединяться через адаптер.
DVB-T: Разновидность цифрового стандарта DVB для эфирного вещания.
DVD-Audio: диск формата DVD, содержащий цифровую многоканальную запись или двухканальный цифровой звук с высокой частотой дискретизации и большой разрядностью отсчетов (до 24бит/192кГц).
DVI: (Digital Video Interface): спецификация интерфейса, внедренная организацией Digital Display Working Group (DDWG). По этой спецификации выполнен разъем, который может передавать как цифровые, так и аналоговые видеосигналы. Различают три подтипа таких интерфейсов: DVI-D — для цифровых сигналов, DVI-A — для аналоговых, DVI-I — для цифровых и аналоговых сигналов. DVI-выходами сейчас оснащаются компьютерные графические адаптеры и HDTV-приемники. DVI-входы есть у большинства современных HDTV-совместимых устройств.
E
EPG: электронный ТВ гид, экранное меню, отображающее расписание теле- или радиопрограмм с возможностью интерактивной навигации контента по времени, названию, каналу, жанру и т. д. при помощи пульта дистанционного управления, клавиатуры компьютера или мобильного телефона, или других устройств ввода.
ExpressCard: новый стандарт карт расширения для мобильных компьютеров, созданный для замены PCMCIA. ExpressCard работает на основе PCI Express/USB 2.0 и поэтому обеспечивает более высокую скорость обмена информацией между компьютером и платой расширения. Есть две версии стандарта — ExpressCard/34 и ExpressCard/54 (число обозначает ширину разъема в миллиметрах).
F
Faroudja DCDi Edge: технология прогрессивной развертки. Процессоры деинтерлейсинга с использованием технологии Faroudja DCDi Edge преобразуют чересстрочные видеосигналы в сигналы с прогрессивной разверткой и эффективно устраняют артефакты, характерные для телевидения высокой четкости (HDTV).
FM: (Frequency Modulation) — частотная модуляция. В режиме FM частота передаваемого высокочастотного сигнала зависит от амплитуды звукового сигнала. Вещание в режиме FM ведется в диапазоне ультракоротких волн (87.5-108 МГц). По сравнению с амплитудной модуляцией в режиме частотной модуляции амплитуда остаётся постоянной. Качество звука при работе тюнера в режиме FM очень высокое, большинство радиостанций вещают в стереорежиме. Прием радио в FM возможен только вблизи мощной передающей антенны, то есть в крупных городах и районных центрах, где есть такие передатчики.
Full HD: маркетинговое название, впервые введенное компанией Sony в 2007 году. Термин Full HD применяется относительно к разрешению современных видеосистем, равным 1920×1080 пикселей с соотношением сторон 16:9. Существует анаморфный вариант Full HD с неквадратным пикселем и размерами 1440×1080 пикселей (пропорция сторон пикселя 1,77, поэтому результирующее соотношение сторон по прежнему 16:9).
G
Gain: применительно к звуку: параметр, показывающий, во сколько раз выходной звуковой сигнал отличается от входного.
H
H.263: видеокодек, предназначенный для передачи видео по каналам с довольно низкой пропускной способностью. Обычно применяется в программном обеспечении для видеоконференций.
HD Ready: возможность телевизоров отображать сигналы телевидения высокой четкости. Термин официально используется в Европе с января 2005 года, когда Европейская отраслевая ассоциация информационных систем, телекоммуникационных технологий и бытовой электроники (EICTA) ввела логотип как знак качества для разграничения устройств отображения, способных обрабатывать и отображать сигналы телевидения высокой четкости. Логотип присуждается на основании минимальных функциональных требований. Дисплеи должны поддерживать минимальное разрешение 720 строк при широкоформатном отображении. Среди видеоинтерфейсов требуется аналоговый компонентный разъем Analogue YPbPr или DVI/HDMI (c поддержкой защиты контента HDCP). Кроме того обязательна поддержка форматов высокого разрешения 1280x720@50/60Hz прогрессивная развертка ("720p") либо 1920x1080@50/60Hz чересстрочная развертка ("1080i").
HD VMD: (High Density Versatile Multilayer Disc) - формат цифровых носителей на оптических дисках, предназначенный для хранения видео высокой четкости и другого высококачественного медиаконтента. На одном слое HD VMD-диска помещается до 5 Гб данных, но за счет многослойности дисков (до 20 слоев) их емкость достигает 100 Гб. Кроме того, в отличие от дисков Blu-ray и HD DVD, для чтения и записи используется красный (650нм), а не сине-фиолетовый лазер (405нм), что позволяет производить устройства, совместимые с дисками CD и DVD. Диски HD VMD позволяют хранить видео стандарта 1080p, закодированное в форматах MPEG-2, VC-1 и H.264, максимальный битрейт достигает 40мбит/с. HD VMD поддерживает звук 7.1 Dolby Digital, Dolby Digital Plus и DTS.
HD-ресивер: (также декодер, тюнер, set-top-box) - оборудование, способное принимать и передавать сигналы HDTV.
HDCAM: Цифровой видеоформат, чьи характеристики основаны на формате digital-betacam. При разрешении 1920x1080 пикселей и ширине экрана 16:9, HDCAM обеспечивает скорость передачи 185 Мбит/с в режиме 24p. После предварительной фильтрации (сокращение полосы до 23 МГц и числа пикселей по горизонтали до 1440 вместо 1920), данные сохраняются в сжатом формате, позволяющем уместить их на ленте с металлопорошковым покрытием толщиной 14 микрон. Лента HDCAM способна обеспечить аудиоформат Dolby E и может содержать на выбор 16 различных языков сопровождения в режиме моно, или 8 различных языков в режиме стерео, или два языка в режиме 5.1 Dolby Digital и два других языка - в Dolby Surround.
HDCP: (High-bandwidth Digital Content Protection): метод шифрования, который защищает цифровые медиаданные при передаче их по интерфейсу DVI. Передача информации между источниками видеосигнала (компьютером, DVD/HD-плеером, приставкой set-top box и т.п.) и цифровым дисплеем (ЖК, плазменной панелью, проектором, и т.п.) происходит в зашифрованном виде.
HDMI: (High Definition Multimedia Interface): интерфейс с 19-контактным разъемом, обеспечивающий передачу видеопотока и многоканального звука по единому кабелю. В HDMI применяется технология HDCP для защиты данных и гарантированного защищенного доступа к аудио- и видеоконтенту. Готовые кабели HDMI существуют как в вариантах HDMI-HDMI для обычного цифрового соединения, так и в версии HDMI-DVI для обеспечения плавного перехода с оборудования, в котором применяется интерфейс DVI. Стандарт HDMI является полностью обратносовместимым со стандартом DVI.
HDTV: (High Definition Television) — это телевидение, предполагающее разрешение изображения 1920×1080 или 1280×720 точек. 1920×1080 бывает 1080p — с прогрессивным форматом и 1080i - чересстрочным форматом записи кадра, когда один кадр состоит из двух полукадров. 1280×720 обозначается как 720p. Изображение формата HDTV состоит из количества точек, в пять раз превышающего это количество в обычном (SD) телевизионном сигнале — картинку на обычном телевизоре.
HDV: Формат Видео Высокой Четкости (High Definition Video - HDV) представляет собой комбинацию технологий HD и DV. В формате HDV, видеосигналы высокого разрешения записываются с использованием MPEG2-компрессии на обычную кассету miniDV. Рекордер HDV ведет запись с постоянной скоростью передачи. В режиме HDV-1 (720p) скорость передачи составляет 19 Мбит/с, в HDV-2 (1080i) - 25 Мбит/с. Затем данные могут передаваться в реальном времени через кабель FireWire (IEEE1394/i.LINK) на компьютер для последующего монтажа.
HiFi: аббревиатура от High Fidelity (высокая верность). В аудио- и видеотехнике понятие, означающее высокое качество записи и воспроизведения звука.
I
IEEE1394: Интерфейс для цифровых данных, известный также как FireWire (i.LINK). Может использоваться для подключения периферийных устройств компьютера, таких, как жесткий диск. Свою популярность, однако, завоевал в основном благодаря применению в качестве недорогого интерфейса для подключения видеокамер и периферийных устройств в системах нелинейного монтажа. Данные передаются в сжатом виде как DV (25 Mbit) или HDV (19,7 Мбит/с или 25 Мбит/с).
Internet@TV: функция интернет-телевидения, которая возможна с помощью специальных устройств-приставок через напрямую с телевизора через сетевое соединение Ethernet.
IR repeater: Система, состоящая из инфракрасного излучателя (диода) и инфракрасного датчика, которая позволяет ретранслировать команды дистанционного пульта управления на устройства, находящиеся за пределами "прямой видимости" пульта.
J
Jitter: (Джиттер) - нежелательные фазовые и/или частотные случайные отклонения передаваемого сигнала. Возникают вследствие нестабильности задающего генератора, изменений параметров линии передачи во времени и различной скорости распространения частотных составляющих одного и того же сигнала. В цифровых системах джиттер проявляется в виде случайных быстрых (с частотой 10 Гц и более) изменений местоположения фронтов цифрового сигнала во времени, что приводит к рассинхронизации и, как следствие, искажению передаваемой информации. Применительно к аудиосистемам используют термины интерфейсный джиттер и джиттер квантования.
K
Kbs: (kilo-bits per second) — единица измерения скорости цифрового потока.
L
LFE: Low Frequency Effects - специальный канал, отведенный в формате "Dolby Digital" для низкочастотных звуковых эффектов, таких, например, как взрывы. Этот канал обозначается как "Sub" или "LFE " в 5.1-канальном формате "Dolby Digital".
Lip Sync: технология синхронизации аудио и видео информации во время цифрового преобразования и масштабирования видеосигнала.
Low-pass filter: устройство, удаляющее средние и верхние составляющие частотного спектра из звукового сигнала и пропускающее только составляющие, спектр которых лежит ниже частоты среза фильтра. Также называется обрезным фильтром верхних частот.
M
MIDI: (цифровой интерфейс музыкальных инструментов, от Musical Instrument Digital Interface) — стандарт на аппаратуру и программное обеспечение, позволяющее воспроизводить/записывать музыку путем выполнения/записи специальных команд, а также формат файлов, содержащих такие команды. Воспроизводящее устройство/программа называется синтезатором (секвенсором) MIDI и фактически является автоматическим музыкальным инструментом.
MLP: (Meridian Lossless Packing) — технология сжатия данных без потерь, специально разработанная для высококачественной звуковой информации (96 кГц/24 бита). MLP отличается тем, что никакая информация из сигнала не выбрасывается, потому и "lossless" — "без потерь".
MotionFlow: Технология увеличения частоты обновления изображения со стандартных 50 Гц до 100 Гц (200 Гц). Этим обеспечивается сверхмягкая и ультрареалистичная картинка. Технология создает 50 уникальных кадров между каждым из имеющихся 50 кадров, что вдвое увеличивает число воспроизводимых кадров в секунду в реальном времени. Технология Motionflow +100 Гц работает как с HD-материалами, так и со стандартными телевизионным и DVD-форматами.
MVC: новый видеокодек на основе Advanced Video Codec (AVC, также известный как H.264), названный Multi-View Codec (MVC). Диски Blu-ray 3D используют кодирование видео MVC, которое обеспечивает очень высокое качество картинки при увеличении размера/потока (по сравнению со стандартным Blu-ray) на 50%. Если пиковый поток для стандартных фильмов Blu-ray составляет 40 Мбит/с, то в случае Blu-ray 3D он увеличился до 60 Мбит/с. Blu-ray 3D MVC кодируется в виде основного потока видео (для одного глаза, то есть для воспроизведения в 2D) и дополнительного (зависимого) потока для другого глаза. Во втором потоке имеются ссылки на объекты в кадрах основного потока, то есть кодируются только различия.
N
NTSC: Аббревиатура "Комитета Национальной Телевизионной Системы". Одна из международных систем передачи цвета (преимущественно используется в Канаде, США и Японии). Характеризуется определенной частотой кадров в секунду, имеющих конкретное количество строк. NTSC сигналы имеют частоту горизонтальной развертки равную 15.75 kHz, частоту вертикальной развертки равную 60 Hz, а разрешение горизонтальной развертки изображения равное 525 линиям (чересстрочная развертка).
O
OLED: (Organic Light Emitting Diodes) — электролюминесцентные дисплеи на органических светоизлучающих полупроводниках. Отличие OLED-дисплеев от обычных ЖК в отображении 100% цветовой палитры против 68-70%. К тому же дисплеи с активной OLED-матрицой отличаются более низким энергопотреблением (ведь они не оснащены дополнительной подсветкой).
P
P2: (англ. Professional Plug-In) — твердотельный носитель цифровой информации, разработанный компанией Panasonic в 2004 году для применения в профессиональных видеокамерах. По размерам P2 соответствует карте PCMCIA и представляет собой RAID-массив состоящих из 4 SD-флешкарт. Карта может быть подключена через разъем PCMCIA или подключена к компьютеру как жесткий диск.
Pan&Scan: метод преобразования широкоэкранного изображения в обычное (с соотношением сторон 4:3) без черных полос в верхней и нижней части кадра. Камера перемещается по сцене кадра (панорамирует и сканирует) с целью показа наиболее важных частей изображения. В результате края исходного изображения срезаются.
Peak: кратковременный сигнал высокого уровня.
Perfect Pixel HD: специальный процессор, с помощью которого каждый пиксель обрабатывается для максимального соответствия соседним пикселям, и в результате картинка становится более естественной. Полученное изображение сочетает в себе четкость, естественную детализацию, насыщенные цвета, яркий контраст и плавность движения. Чистота и предельная четкость достигается благодаря обнаружению и устранению даже самых незначительных шумов и искажений при просмотре видео с любых источников — от мультимедийных носителей до обычного телевидения.
PiP: PiP или Picture-In-Picture — режим "картинка в картинке". Дает возможность просмотра на одном экране второго телеканала/видеопотока в виде уменьшенного изображения в углу (1 главная "картинка" + 1 маленькая). Такое отображение двух телеканалов одновременно, дает возможность, не переключая каналы, смотря один из них, следить за эфиром второго.
Pixel Plus HD: технология обработки изображения, обеспечивающая его яркость, естественность и реальность. Это гарантия предельной четкости, невероятной детальности и глубины изображения от любого источника HD.
POP: Функция "картинка вне картинки" — (1 главная + до 7 маленьких). Обычно в этом режиме три дополнительных изображения вписаны в свободную часть широкого экрана сбоку от основной картинки формата 4:3, вместе с ней полностью заполняя площадь экрана телевизора.
Preset: Предварительно установленный производителем устройства или пользователем набор параметров алгоритма обработки сигнала. Например, современный AV-ресивер или музыкальный центр имеют достаточное количество заводских пресетов для обработки музыкальных сигналов всех форматов: от речи до рока и классической музыки.
Q
Quantization: определение дискретного цифрового значения (представляемого конечным числом двоичных разрядов), соответствующего отсчету аналогового сигнала. При преобразовании аналогового звукового сигнала в цифровой значения аналоговой временной функции преобразуются в числовые значения (квантуются) всякий раз, когда берется отсчет.
R
RDS: Система, которая передает вместе со звуковыми FM-радиосигналами цифровые данные. RDS показывает название вещающей станции (до восьми символов) и отображает на дисплее передаваемую текстовую информацию в виде бегущей строки. Другими особенностями являются возможность автоматического переключатения на информационную сводку о состоянии движения, переход на альтернативные частоты при ослаблении сигнала на основной частоте, поиск вещательной станции по заданному типу программы, автоматическая установка точного времени.
RealD: усовершенствованная версия формата параллельного 3D-изображения, которая использует уникальный набор фильтров и других технологий в целях объединения видеопотока для левого и правого глаза в единое изображение. Это позволяет воспроизводить 3D-контент с качеством HD на любом дисплее с поддержкой 3D.
RIHD: (Remote Interactive over HDMI) — протокол, позволяющий управлять устройствами от разных производителей, объединенными в единую систему. Внедрен компанией Onkyo для использования в собственных ресиверах, оснащенных разъемами HDMI 1.3a. RIHD обеспечивает простоту интеграции с устройствами других ведущих производителей, включая технику Panasonic с интерфейсами VIERA Link, Samsung с Anynet, Sony с Bravia Sync и Toshiba CE-Link.
S
S-Video: Интерфейс для передачи видеосигнала (сокращение от Separate Video). Основным отличием от композитного интерфейса является то, что отдельные составляющие видеосигнала (сигнал яркости и сигнал цветности) передаются не вместе, а по отдельности. Благодаря этому возможно передать "картинку" более высокого качества. В качестве разъема для интерфейса S-Video, как правило, используется круглый четырехконтактный разъем mini DIN.
S/PDIF interface: стандартизованный метод передачи цифрового звука от одного аудиокомпонента к другому. Сокращение от Sony/Philips Digital Interface Format.
SACD: (Super Audio Compact Disk) — цифровой формат высокого разрешения, разработанный компаниями Sony и Philips. Диск-SACD имеет размер обычного CD, но на однослойном SACD с высоким качеством может быть записано одновременно 74 минуты музыки в двухканальном стерео и 74 минуты в шестиканальном режимах за счет применения алгоритма компрессии DST (Direct Stream Transfer). Большинство SACD-дисков являются гибридными (двухслойными) дисками. На одном из слоев записана музыка в формате SACD, на другом, находящемся глубже — в формате CD. В результате эти диски можно слушать, как на SACD, так и на обычных CD проигрывателях (стерео). На SACD проигрывателях по умолчанию включается многоканальный режим (Multi Channel или Surround), если на диске его нет, то двухканальный режим (Stereo).
Sample-rate: частота, с которой дискретизировался цифровой аудиосигнал. К стандартным частотам дискретизации относятся 32 кГц, 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 176,4 кГц и 192 кГц.
Sampling: процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой посредством взятия отсчетов значений звукового сигнала через равные промежутки времени. При квантовании уровня каждый отсчет заменяется числом, представляющим значение аналогового сигнала в момент дискретизации.
Sensitivity: величина, характеризующая величину звукового давления, создаваемого громкоговорителем при подаче на него звукового сигнала с некоторой электрической мощностью. Чувствительность громкоговорителя определяется путем измерения звукового давления на расстоянии 1 м от головки по основной оси при поданном на вход громкоговорителя сигнале мощностью 1 Вт.
T
THD: Total Harmonic Distortion — параметр, определяющий количественную меру искажений, вносимых аудиокомпонентом. Называется "полным", поскольку получен суммированием отдельных составляющих гармонических искажений аудиокомпонента.
THX: название совокупности требований к высококачественным системам домашнего кинотеатра. Данный стандарт был разработан Томлинсоном Холманом для компании Джорджа Лукаса Lucasfilm в 1982 году, которая занималась звуковым сопровождением третьей части саги "Звездные Войны – Возвращение Джедая". Система THX не является технологией звукозаписи, а также она не требует использования какого-то особого звукового формата. Любой звуковой формат, будь он цифровой (Dolby Digital) или аналоговый (Dolby SR) может нести на себе логотип THX. THX прежде всего является стандартом контроля качества. Если техника сертифицирована под THX (сертификация является добровольной и не используется некоторыми производителями), то она будет воспроизводить звук наиболее близко к тому, как его задумали звукорежиссеры в киностудиях. Со времен своего появления стандарт развивался вместе с развитием многоканального звучания. Современный ТНХ- сертифицированный AV-ресивер должен уметь декодировать записи в форматах 7.1. Кроме того, любой ТНХ- ресивер оснащается системой реэквализации. Стандарт призван адаптировать предназначенный на больших помещений кинотеатров звук для его воспроизведения в домашних условиях. Также в стандарте присутствует требование на возможность тембрального согласования всех громкоговорителей — в алгоритм настройки центральной и тыловых акустических систем включают возможность эквализации по пяти полосам, а также специальной настройки по пиковому уровню баса. На текущий момент существует несколько уровней требований, обозначаемых как THX Select, THX Surround EX, THX Ultra, THX Ultra2, THX Select2. Для того чтобы система домашнего кинотеатра полностью соответствовала требованиям определенного уровня THX, необходимо, чтобы каждая его составная часть (источник сигнала, ресивер, кабели и даже материалы отделки и двери) была сертифицирована.
Tri-wiring: способ подключения одной колонки к усилителю, при котором используются три комплекта кабелей (Hi-Fi/Hi-End) или три канала усиления — отдельно для НЧ-, ВЧ- и СЧ-динамиков. При этом все провода подсоединяются к одному усилителю. Принцип работы Tri-wiring аналогичен принципу работы Bi-wiring, только вместо двух комплектов проводов используются три, что позволяет добиться более высокого качества звучания.
U
UHDTV: Телевидение ультравысокой четкости — формат UHDTV (англ. Ultra High Definition Television) — также известен как SHV (англ. Super Hi-Vision), UHDV (англ. Ultra High Definition Video), UHD (англ. Extreme Definition Video) и является экспериментальным видеоформатом, на данный момент поддерживаемый телекомпаниями NHK, BBC и RAI. UHDTV предусматривает не менее 32 млн. элементов изображения с максимальным разрешением до 7680x4320. Для сравнения, кадр формата HDTV в максимальном качестве состоит из 2 млн. пикселей (1920x1080), а классический телевизионный стандарт эквивалентен около 400 тыс. пикселей (720x576). Частота кадровой развертки UHDTV составляет 60 кадров в секунду. Час несжатого видео в формате UHDTV будет занимать около 25 терабайт, однако с помощью алгоритмов сжатия можно уменьшить размер до 300 гигабайт.
UHF: (Ultra Heigh Frequency) — ультравысоковолновой диапазон частот. Термин UHF употребляется применительно к аналоговым каналам, вещающим в дециметровом диапазоне, а также каналам цифрового телевидения.
V
VGA: (Video Graphic Adapter) — графический видеоадаптер (тип видеокарты в персональных компьютерах).
W
Wi-Fi-роутер: устройство для объединения компьютеров и мобильных устройств с Wi-Fi в одну сеть и создания хот-спотов. Для этого беспроводный роутер оснащен Wi-Fi-передатчиком (выполняет функцию точки доступа Wi-Fi для мобильных устройств) и Ethernet-портами (работает как Ethernet-маршрутизатор для подключения ПК в локальной сети и др.).
WRAT: (Wide Range Amp. Technology — расширенный диапазон усилителя) — технология поддержания высококачественного воспроизведения аудио новейших A/V-форматов высокой четкости. Включает три основных компонента: 1) неглубокая отрицательная обратная связь для более чистого звука во всем диапазоне частот; 2) замкнутый контур заземления для предотвращения шумов отдельных схем и искажений потенциала заземления; 3) высокий мгновенный ток для парирования реакции АС и флуктуаций импеданса.
X
XDCAM: формат профессиональных видеокамер, предложенный компанией Sony. Обеспечивает запись видео с высоким разрешением HD (1080 строк) и запись четырехканального звука с профессиональным качеством. В качестве носителя используется оптический диск. Преимущества: профессиональное качество записи видео и звука. Недостатки: высокая цена, большие размеры и вес.
А
Анализатор спектра шума: (аналайзер) — усилитель, который в зависимости от настройки позволяет выделять определенную полосу частот. Он устанавливает не абсолютные уровни интенсивности шума в этих полосах частот, а их соотношение, что позволяет определить полосу с максимальной энергией (интенсивностью шума).
Анаморф: Кино или видеоформат, в котором широкоэкранное изображение сжато по горизонтали (с помощью оптики или в результате цифровой обработки) с целью приведения его к стандартному соотношению сторон 4:3. Правильная геометрия изображения восстанавливается при воспроизведении "растягиванием" изображения до получения первоначального соотношения сторон (без потерь в разрешении).
Б
Бас-менеджер: — схема, которая в системе записи 5.1 использует сабвуфер для расширения частотного диапазона пяти основных каналов. Бас-менеджер отправляет все частоты ниже 80 Гц в сабвуфер, вместе с сигналом НЧ.
Белый шум: — вид акустического шума, в котором звуковые волны разной частоты имеют одинаковую интенсивность. Название этот шум получил по аналогии с белым светом: так же, как в белом свете присутствуют все составляющие цветового спектра, так и в белом шуме есть все звуковые частоты. Поэтому его звук нейтрален и напоминает шум водопада или легкого ветра.
Битрейт: Скорость передачи данных, или величина цифрового потока, или битрейт — параметр, определяющий объем визуальной и звуковой информации, передаваемой в единицу времени. При одном и том же типе компрессии, более высокая скорость передачи обеспечит и более высокое качество сигнала. При использовании различных схем компрессии, качество будет определяться как скоростью передачи, так и эффективностью компрессии. Например, один и тот же битрейт в сигнале MPEG-4 AVC обеспечивает более высокое качество по сравнению с MPEG2-сигналом, поскольку AVC работает более эффективно.
В
Вертикальный угол обзора: Угол обзора у экрана по вертикали. Этот параметр имеет большое значение для ЖК-технологии ибо в связи с технологическими особенностями формирования изображения качество картинки на экране может ухудшаться, если зритель будет смотреть на экран не под прямым углом. При отклонении угла зрения на значительную величину уменьшается контрастность, искажаются цвета. Производители мониторов под углом обзора обычно понимают угол, при котором контраст изображения снижается до 10:1. Для комфортного просмотра достаточным можно считать угол обзора в 160-170 градусов.
Видеосовместимость: (video compatibility) — способность устройств отображения поддерживать видеосигнал в формате PAL, SECAM и NTSC.
Видеостена: цельный экран-стена, собранный из настолько плотно расположеных видеокубов, что размер видеостены совпадает с размером изображения. Изображение на видеостене формируется с использованием специализированных систем, которые "расщепляют" входной сигнал и подают его на видеокубы.
Винтовые клеммы: соединители на задней панели ресиверов или усилителей мощности для подключения кабелей акустичесих систем.
Время отклика: Время отклика пикселя у экрана телевизора/монитора. Этот параметр имеет значение для экранов, созданных на основе ЖК-технологии. В связи с особенностями этой технологии при подаче управляющего сигнала пиксель не сразу начинает светиться (или темнеть), а только через некоторый, достаточно короткий промежуток времени. Из-за этого эффекта при просмотре видео на ЖК-телевизора с большим временем отклика пикселя в динамичных сценах у движущихся объектов может появиться легкая тень. Чем меньше время отклика, тем качественнее монитор может воспроизвести динамичное изображение. Обычно производители монитора определяют время отклика как суммарное время переключения пикселя с черного на белый и обратно. Для современных ЖК-экранов этот параметр перестает быть проблемой, у большинства современных моделей время отклика стало меньше 16-20 мс.
Вуфер: Низкочастотный динамик.
Г
Глубина цвета: характеристика, показывающая, насколько точна информация о цвете каждой точки изображения. Большая глубина цвета означает большое количество пикселов на квадратный дюйм изображения и, соответственно, большую четкость изображения при редактировании изображения.
Горизонтальный угол обзора: Угол обзора у экрана по горизонтали. В связи с технологическими особенностями ЖК-матриц качество картинки на экране может ухудшаться, если зритель будет смотреть на экран не под прямым углом. Для комфортного просмотра достаточным можно считать угол обзора в 160 градусов. Если монитор будет использоваться для просмотра фильмов группой людей, то следует выбирать модель с большим углом обзора.
Гребенчатый фильтр: искажение, возникающее при наложении исходного сигнала на его задержанную копию. В частотной характеристике сигнала возникают пики и провалы.
Д
Декодер Dolby Headphone: декодер Dolby Headphone в AV-ресивере осуществляет перекодирование сигнала формата 5.1 в двухканальный сигнал для наушников и позволяет донести до слушателя объемные звуковые эффекты. Обычно используется при просмотре видеофильмов в наушниках.
Декодер Dolby Pro Logic: технология озвучивания, совмещающая диалоги и звуковые эффекты с сюжетом. Декодер Dolby Pro Logic позволяет получить в AV-ресивере объемный звук из двухканального звукового сигнала. Он выделяет еще два сигнала — центральный и тыловой. Центральный сигнал предназначен для воспроизведения диалогов и привязки их к видеоизображению. Тыловой сигнал подается на две колонки и позволяет создать дополнительное пространство за слушателем.
Декодер Dolby Pro Logic II: дальнейшее развитие декодера Dolby Pro Logic. Он обеспечивает воспроизведение пятиканального звука, используя на входе двухканальный сигнал. Обычная стереопрограмма, пропущенная через декодер Dolby Pro Logic II, будет звучать по-новому с эффектом объемного звука.
Декодер Dolby Pro Logic IIx: дальнейшее развитие стандарта Dolby Pro Logic II. Декодер Dolby Pro Logic IIx позволяет получить объемный звук стандарта 6.1 или 7.1, используя в качестве источника сигнал в формате 5.1 или простой стереосигнал.
Динамический диапазон: (от 1.6 до 140 дБ) — Динамический диапазон усилителя равен отношению максимального сигнала на входе, при котором искажения не превышают предельно допустимого значения к чувствительности усилителя. Чем больше динамический диапазон, тем выше качество воспроизводимой музыки. На усилителе с широким динамическим диапазоном, например, можно оценить все богатство симфонической музыки, от тихой игры скрипки до оглушающего удара в барабан.
Ж
ЖК-проектор: проектор, построенный на трех жидкокристаллических панелях и источнике света в виде лампы накаливания.
З
Запись LP: (Long play) — замедленный режим работы видеокамеры, при котором кассета вмещает в два раза больше записи, чем в стандартном режиме SP (Standart play).
Защита от перегрузки: наличие специальной защиты от перегрузки колонок, которая срабатывает при подаче на колонки сигнала, по мощности превосходящего максимально допустимый уровень. Такая защита спасет вашу акустику от поломки в случае, если вы случайно выставите максимальную громкость на слишком мощном усилителе.
И
Импеданс: (от 1 до 48000 Ом) — Номинальное значение сопротивления колонки. Импеданс — полное электрическое сопротивление по переменному току. При подаче музыкального сигнала, который представляет собой переменный ток, сопротивление головки акустической колонки будет меняться в зависимости от частоты сигнала. Для АС номинальное значение импеданса обычно составляет 4, 6, 8 или 16 Ом. В целом импеданс никак напрямую не связан с качеством звучания той или иной АС. Производители указывают этот параметр для того, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю.
Интернет-планшет: альтернативное название устройства класса MID (Mobile Internet Device). Представляет собой компактный персональный компьютер (до 1 кг) с размером диагонали экрана 4-7 дюймов и предназначен в первую очередь для просмотра веб-страниц и работы с веб-сервисами. Кроме этого, MID может выступать в качестве спутникового навигатора или игровой консоли. Форм-фактор у MID может быть самым различным: раскладушка, слайдер или планшет.
К
Количество полос: Количество головок в колонке, каждая из которых отвечает за свой диапазон частот. Широкополосные состоят из одной головки, воспроизводящей спектр частот, максимально возможный для одного динамика. Сделать динамическую головку, которая качественно воспроизводила бы все частоты (от глубоких басов до верха) – невозможно. Поэтому звуковой диапазон делят на несколько поддиапазонов, каждый из которых поручают воспроизводить головке, оптимизированной именно для этих частот.
Компрессия: Процедура компрессии или сжатия видео данных заключается в слиянии похожих пикселов, расположенных в пределах одного кадра, или рядом в соседних кадрах. Схожие визуальные структуры в разных кадрах выделяются с помощью анализа и соединяются в пределах определенного числа кадров, или т.н. "Группы изображений" GOP (Group of pictures). При сжатии аудио сигналов, из них просто удаляется "неслышимая" информация.
Контрастность: отношение максимальной яркости экрана (при показе белого поля) к минимальной яркости (при показе черного поля). Данная величина определяет способность к передаче оттенков и полутонов.
Коэфициент гармоник: Любое электронное устройство при усилении сигнала вносит в него небольшие искажения. На слух небольшие искажения могут восприниматься как потеря кристальности и прозрачности звука, большие — как искажение тембра и появление хрипов и шипений. Коэффициент гармоник является основным показателем для оценки нелинейных искажений. Он измеряется как отношение суммы гармоник (появившихся дополнительных сигналов в результате искажений) к величине основного сигнала на выходе при подаче на вход усилителя сигнала определенной частоты (обычно 1 кГц), измеряется в процентах (от 0.000025 до 3%). Усилители высшего класса имеют коэффициент гармоник в тысячные доли процента, хорошие усилители — в сотые доли. Нужно отметить, что ламповые усилители могут иметь коэффициент гармоник в несколько раз больше, чем транзисторные, но звучать при этом очень хорошо. Это связано с их особенностью: ламповые усилители дают особый теплый ламповый звук и искажения, которые они привносят, воспринимаются более терпимо.
Коэффициент интермодуляционных искажений: (от 1.9E-4 до 1.0 %) — КИИ вместе с коэффициентом гармоник является показателем нелинейных искажений усилителя. При подаче на вход усилителя двух гармонических сигналов, отличающихся частотой, на выходе помимо них появятся дополнительные сигналы. Их частоты равны сумме и разности частот основных сигналов. КИИ показывает, какую часть от основного сигнала составляют появившиеся дополнительные сигналы. Чем меньше коэффициент интермодуляционных искажений, тем выше верность звучания. У усилителей высокого класса этот показатель составляет сотые доли процента и меньше.
Л
Линейный выход: стандартный интерфейс для передачи аналогового сигнала между разными аудиоустройствами. На линейном выходе обычно дублируется сигнал, который поступает на вход активных колонок. Линейный выход дает возможность одновременно подключать к источнику сигнала не только активные колонки, но и другие аудиоустройства.
Люкс: Единица измерения освещенности, определяется как освещенность поверхности в 1 кв. метр, на которую падает световой поток в 1 люмен.
М
Магнитное экранирование: Наличие защиты от внешних электрических помех. Позволяет располагать AV-системы в непосредственной близости к телевизионным приемникам. Это особенно важно для колонки центрального канала акустической системы.
Максимальная частота: (от 32 до 280000 Гц) — которую способна воспроизводить акустика. Чем выше максимальная воспроизводимая частота, тем более качественный звук способна воспроизвести акустическая система. Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим ухом, составляет приблизительно 20-20000 Гц. Частотный диапазон АС зависит от назначения громкоговорителя. Если акустическая система приобретается для составления комплекта к домашнему кинотеатру и будет использоваться в качестве тыловой акустики, то она может иметь частотный диапазон 100-20000 Гц. Но если нужны фронтальные колонки для стереосистемы, то и диапазон частот должен быть шире, например, 20-35000 Гц. Диапазон частот сабвуфера может быть от 20 до 150 Гц.
Модуляция: способ изменить характер звучания за счет прибавления к сигналу управляющего напряжения. Например, если промодулировать короткий магнитофонный delay сигналом с частотой 0,5 Гц, получится эффект хоруса.
Мощность RMS: определяет уровень звукового давления и динамический диапазон (с учетом характеристической чувствительности), который потенциально может обеспечить акустическая система в определенном помещении. Rated Maximum Sinusoidal — Максимальная (предельная) синусоидальная мощность — та, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения.
Н
Неттоп: (от англ. nettop) — настольный ПК, предназначенный для вэб-серфинга и использования онлайновых сервисов (электронная почта, интернет-пейджеры, социальные сети и т. п.). Преимущества неттопов над десктопами — невысокое потребление энергии, низкий уровень шума и компактность. Однако из-за невысокой производительности, неттопы подходят лишь на роль второго домашнего компьютера для работы с нересурсоемкими приложениями.
О
Обратная акустическая связь: Если микрофон принимает усиленный сигнал от динамика, этот сигнал усиливается опять, снова принимается, снова усиливается и т.д. и это приводит к известному акустическому явлению под названием обратная связь (обычно в диапазоне ВЧ). В маленьких помещениях часто возникновение обратной связи происходит за счёет отражений. В этих случаях хорошей помощью служит акустическое изменение стен. На сцене это явление обратной связи возникает за счет мониторов. Используя микрофоны с гиперкардиоидной характеристикой направленности можно выиграть несколько dB без получения обратной связи. Мониторы располагаются немного боком по отношению к оси таких микрофонов (135°) и тем самым гарантируется оптимальное ослабление сигнала.
Обратная проекция: (rear projection) — проекция изображения на просветный экран, когда зритель и проектор находятся по разные стороны экрана.
Отношение сигнал/шум: (от 60 до 135.5 дБ) — усилителя активных колонок. Этот параметр показывает, насколько сильно шумит усилитель. Шум усилителя можно услышать, если в отсутствие сигнала выкрутить регулятор громкости на максимум. Чем больше значение сигнал/шум, тем более чистый звук обеспечивают колонки. Желательно, чтобы этот параметр был не менее 75 дБ. Для мощных колонок, претендующих на высококлассное звучание, отношение сигнал/шум должно быть не меньше 90 дБ.
П
Параметрический эквалайзер: прибор, которым можно регулировать все параметры звучания: частоту, полосу пропускания, восстановление.
Перекрестная модуляция: явление, когда сигналы одного канала передачи сигнала попадают во второй канал.
Пиксель: наименьший элемент цифрового изображения в растровой графике. Имеет квадратную форму. "Pixel" — составное слово из слов "picture" (изображение) и "element" (элемент). Физический размер пикселя определяется характеристиками отображающего устройства. Чем больше пикселей, тем более тонкие детали изображения могут быть показаны на отображающем устройстве.
Полярность микрофонов: Если для записи нужно применить одновременно несколько микрофонов, нужно обратить внимание на их полярность — она должна быть одинакова. Это означает, что при движении в одну и ту же сторону, микрофоны должны иметь одно и тоже выходное напряжение и одинаковую полярность. Если эти условия не выполнить, тогда при подключении микрофонных выходов будет наблюдаться сильное изменение звуковой окраски.
Р
Разделение каналов: (от 35 до 140.0 дБ) — Разделение каналов показывает, насколько хорошо один канал изолирован от других. Низкий уровень разделения приводит к смазыванию и сужению звуковой картины. Этот показатель принято измерять в децибелах (дБ). Хорошее разделение каналов — 60-70 дБ, отличное — 90-100 дБ.
Разрешение: Важнейший параметр изображения, который определяется числом активных строк по вертикали и числом пикселей по горизонтали. Если мы умножим число строк на число пикселей по горизонтали, то получим разрешение, выраженное через число пикселей. Чем больше пикселей, тем более тонкие детали изображения можно будет увидеть. HD-сигнал высокой четкости формата 1080 строк x 1920 пикселей содержит в четыре или пять раз больше информации, чем обычный телевизионный сигнал.
Разрядность аудио ЦАП: Число разрядов аудио ЦАП (цифро-аналогового преобразователя), установленного в AV-ресивере или усилителе. Разрядность аудио ЦАП определяет качество преобразования звукового сигнала из цифровой формы в аналоговую. Чем больше разрядность, тем выше качество звучания. Большинство современных моделей имеют 24-х разрядный аудио ЦАП, он обеспечивает высочайшее качество звука.
С
Соотношение сигнал/шум: разница между исходным уровнем звукового давления 94 дБ (1 Паскаль звукового давления) и эквивалентным уровнем шума. В противоположность к эквивалентному уровню шума, более низкое значение обозначает здесь более сильный шум микрофона и тем самым худшее регулирование микрофона.
Стилус: аксессуар в виде маленького тонкого пера, который используется для управления устройствами с сенсорным интерфейсом. Как правило, это КПК, коммуникаторы, смартфоны и планшеты.
Съемная решетка (гриль): Конструкция колонок, которая предусматривает возможность снимать защитные решетки. Большинство моделей акустики имеют защитную накладку (решетку), которая устанавливается перед диффузорами и защищает их от случайного повреждения, но при работе колонки она может немного приглушать звук. Поэтому во время воспроизведения звука такая решетка снимается, а в остальное время - надевается на колонки.
Т
Твитер: Высокочастотный динамик.
Телетекст: бесплатная информация и новости, транслируемые большинством телестанций. Быстрота вызова отдельных страниц телетекста зависит от объема памяти для телетекста, который измеряется страницами.
Тип излучателей: классификация колонок в зависимости от способа преобразования электрической энергии в звуковые колебания. На сегодняшний день все излучатели можно разделить на два типа: динамические и электростатические. Подавляющее большинство излучателей, входящих в состав акустических систем, являются используют электродинамический принцип преобразования. Конструктивно они представляют собой диффузор, к которому прикреплена катушка с проводом, находящаяся в магнитном поле постоянного магнита. Если через нее пустить переменный ток, то магнитное поле, создаваемое катушкой, будет взаимодействовать с магнитным полем постоянного магнита, в результате чего мембрана будет двигаться, повторяя форму электрического сигнала. Электродинамический способ преобразования сигнала имеет множество недостатков и ограничений, но конструкция таких излучателей постоянно совершенствуется, а новые материалы позволяют достигнуть высокого качества звука. Для создания звука в электростатических излучателях используется тончайшая мембрана, которая находится между двух электродов. На мембрану подается постоянное напряжение, а на электроды — усиленный высоковольтный сигнал от аудиосистемы. В зависимости от напряжения между электродами мембрана будет притягиваться к одному из них и отталкиваться от другого, и наоборот. В результате механические колебания мембраны будут точно повторять форму подаваемого электрического сигнала. Основное преимущество электростатических излучателей — высокая точность воспроизведения звука. Но акустика на их основе очень капризна: при изменении температуры или влажности воздуха характер звучания может измениться. Не рекомендуется устанавливать близко к стене (особенно если стена гладкая). У "электростатов" звук излучается как во фронтальном направлении, так и в тыловом, поэтому при сильном отражении от стен вместо четкой звуковой картины можно получить "кашу". Из-за сложной конструкции, а также из-за необходимости использовать специальный высоковольтный усилитель цена на этот тип излучателей очень высокая. Их рекомендуется использовать только вместе с аудиотехникой Hi-End и Hi-Fi-класса, а в качестве усилителей лучше использовать ламповые модели.
Транспондер: размещенный на спутнике высокочастотный приемо-передающий канал, функция которого состоит в приеме сигнала, поступающего с наземной станции, преобразовании его в сигнал другой частоты, и передаче на Землю на новой частоте. Сегодняшние спутники имеют большое число транспондеров. Во времена аналоговой передачи, один транспондер позволял передавать только одну телевизионную, или несколько звуковых программ. Использование в цифровых технологиях мультиплексирования, или уплотнения, позволяет в сжатой форме передавать через один транспондер множество телевизионных и аудио программ. Чем выше степень сжатия сигналов, тем больше программ можно передать, и тем ниже будет стоимость передачи. Однако, к сожалению, в ряде случаев результатом является низкое качество программ.
У
Уровень белого: Уровень видеосигнала, электронным образом представляющий белые фрагменты изображения. Отстоит на 0,7В от уровня гашения, в то время как уровень черных фрагментов принимается равным 0В.
Уровень черного: Часть видеосигнала, близкая к уровню синхроимпульсов, но немного выше их (обычно на 20-50 мВ), чтобы отличить его от гашения. Соответствует черной области изображения, при этом белая часть эквивалентна 0.7В от уровня синхроимпульсов.
Ф
Фантомный образ: в стереосистеме, если из обоих каналов идет сигнал одинаковой мощности, будет казаться, что результирующий сигнал находится между колонками. Это и есть фантомный образ.
Фильтр нижних частот: фильтр, удаляющий все высокие частоты из сигнала перед подачей его на усилитель. Если указанный фильтр правильно настроен, сабвуфер будет согласован с другими акустическими системами вашей системы и звук всей системы будет естественным образом сбалансирован.
Флэнжирование: смешивание сигнала с его копией, при котором копия беспорядочно задерживается. Это как будто бы добавляет в звук завывание ветра в трубе.
Формат экрана: Формат телевизора определяется как отношение ширины экрана к его высоте. Все существующие телевизоры можно с небольшим допущением привести к двум основным форматам: 16:9 (широкоэкранный) и 4:3 (обычный). Большинство фильмов в HD записано в формате 16:9 и для их комфортного просмотра необходим широкоэкранный телевизор. Телевизоры с форматом экрана 16:9 позволяют воспроизводить и обычные программы — в формате 4:3, — но при этом незначительная часть изображения сверху и снизу обрезается, или же справа и слева остаются черные полосы. В формате 4:3 до сих пор ведется ведется трансляция большинства эфирных телепередач. Все модели телевизоров с таким форматом также позволяют воспроизводить изображение формата 16:9. В этом случае картинка воспроизводится целиком, но с черными полями сверху и снизу.
Фронтальная проекция: (front projection) — стандартный тип проекции, когда зритель и проектор расположены по одну сторону от экрана.
Х
Хорус: разновидность звукового процессора, который смешивает слегка расстроенную копию сигнала с его оригиналом, что дает более "насыщенный" звук.
Хот-спот: (англ. hot spot — горячее пятно) — место, где при наличии ноутбука, планшетного ПК или телефона/смартфона с Wi-Fi можно подключится к беспроводной сети и выйти в Интернет. Хот-споты организовываются в местах большого скопления людей: в ресторанах, гостиницах, вокзалах, аэропортах и т. п. Пользование доступом к Интернет через публичные хот-споты обычно бесплатно и является дополнительным сервисом заведения для своих посетителей.
Ц
ЦАП: Цифро-аналоговый преобразователь, преобразующий импульсы в аналоговый звук. Преобразование необходимо для представления результатов цифровой обработки сигнала в аналоговой форме (получение аналогового сигнала).
Цифровой кроссовер: устройство, разделяющее спектр входного сигнала на несколько частотных диапазонов. Из основного сигнала он делает НЧ-, ВЧ-, СЧ-составляющие, которые потом подаются на соответствующие динамики. Цифровой кроссовер обеспечивает более высокую точность работы и меньшие искажения по сравнению с аналоговым. В колонках со встроенным усилителем в качестве кроссовера иногда используют активный фильтр, который разделяет сигнал на несколько полос еще до усиления мощности, и для каждой частотной полосы используется отдельный усилитель (см. "Bi-amping"). Цифровой кроссовер является одним из вариантов такого активного фильтра. Цифровая фильтрация сигнала реализуется с помощью сигнального процессора. На входе и на выходе цифрового кроссовера используется звуковой сигнал в цифровой форме. Для преобразования сигнала из аналоговой формы в цифровую используется АЦП (аналого-цифровой преобразователь), в обратную сторону — ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь).
Ч
Частота: число периодов в секунду. Измеряется в герцах (Гц), или в циклах в секунду. Звуковой сигнал с частотой 1000 Гц (1 кГц) имеет 1000 периодов синусоидального колебания в секунду.
Частота дискретизации аудио ЦАП: характеристика, определяющая качество преобразования аудиосигнала из цифровой формы в аналоговую. Цифро-аналоговый преобразователь используется в том случае, когда на усилитель поступает сигнал с цифрового входа (например, от DVD-плеера). Чем выше частота дискретизации у ЦАП, тем потенциально более качественный звук можно получить. Современные AV-устройства обычно оснащаются аудио ЦАП с частотой дискретизации 96 кГц или 192 кГц.
Частота кроссовера: набор частот среза кроссовера. Частотой среза кроссовера обычно считают частоту, на которой происходит разделение частотных полос. Это разделение соответствует частотным полосам акустических систем. АС могут иметь от одной до пяти частотных полос.
Частотный диапазон: диапазон частот, лежащий между заданными нижней и верхней пороговыми частотами.
Чувствительность: (от 3.0 до 139 дБ) — уровень звукового давления, которое способна развить колонка на расстоянии 1 метра при подаче сигнала частотой 1000 Гц и мощностью 1 Вт. Измеряется в децибелах (дБ). Часто бывает, что акустика с меньшей мощностью, но с большей чувствительностью выдает более громкий звук. Имея высокочувствительную АС, можно использовать не слишком мощный усилитель, и напротив, чтобы "раскачать" АС с малой чувствительностью, потребуется усилитель большей мощности.
Ш
Шум: Нежелательный сигнал случайного характера, производимый электрическими цепями, работающими при температуре выше абсолютного нуля. Шум исключить невозможно, но можно его минимизировать.
Э
Эквалайзер: это устройство для обработки тембра звука. Он представляет собой набор регулируемых фильтров, каждый из которых может усиливать или ослаблять сигнал в некотором диапазоне частот. Зачастую в эквалайзере уже есть несколько готовых вариантов настроек, улучшающих звучание музыки определенного жанра (рок, джаз, поп и т. п.). В этом случае вы можете не заниматься настройкой звучания лично, а просто выбрать нужный вариант из списка.
Электрический импеданс: величина сопротивления переменного тока при 1 кГц. Т.к. эта величина зависит от частоты, то его нужно измерять для полного частотного диапазона с очень маленькими отклонениями.
Я
Яркость: характеристика удельной интенсивности свечения излучающей или отражающей поверхности. Яркость измеряется силой света, которую излучает единица поверхности. Единица яркости — кандела/кв. м.

Новое на форуме

Кинотеатры пользователей

  • Владелец: sergeikorolko
    Бюджет: $ 8198

  • Владелец: AlexCherny
    Бюджет: $ 3000

  • Владелец: Gringo
    Бюджет: $ 4200

Голосование на HDCLUB

Какую онлайн-платформу для просмотра фильмов и сериалов вы используете в качестве основной?

  • Amazon Prime Video
  • Amediateka
  • Apple TV+
  • IVI
  • MEGOGO
  • Netflix
  • Okko
  • YouTube Premium
  • Кинопоиск HD
  • Другой локальный сервис (Premier, OLL.tv, START, Sweet.tv, ...)
  • Другой сервис через VPN (Disney+, HBO Max, Paramount+, ...)
  • Я вообще не пользуюсь стриминговыми сервисами
Bluray4ik


MEGOGO UA

Все содержание портала "Все о Ultra HD, Full HD, Hi-Fi, Blu-ray, 3D и HDTV", включая идеи оформления и стиль, являются объектом авторского права. При цитировании документа ссылка на сайт обязательна. Полное копирование и размещение материалов HDCLUB.ua на других сайтах без письменного разрешения редакции не допускается.