0

Каким будет звук для Ultra HDTV? Dolby AC-4, MPEG-H Audio или другое?

Gringo, 27.11.2015 в 16:14

hevc | dolby | 4k | 8k

Каким будет звук для Ultra HDTV? Dolby AC-4, MPEG-H Audio или другое?

Любителей видео высокого разрешения будоражит вопрос основного кодека для Ultra HD, где почти весь пирог забрал себе HEVC, а Daala и VP9 от Google попытаются его в скором времени потеснить. Успех HEVC несомненен хотя бы в том, что его одобрили стандартом одновременно для потокового вещания, телевидения и физических носителей (Ultra HD Blu-ray).
Однако в дискуссиях о форматах нового поколения несправедливо мало внимания уделяется звуку. А ведь 4K и 8K требуют новых аудио-форматов, расширяющих возможности звукового сопровождения картинки ультравысокого качества.
За 3 года был решен вопрос с достойным аудиорядом на Ultra HD Blu-ray (там заявлены сразу Dolby Atmos и DTS:X), но пока эксперты расходятся в рекомендациях относительно новых глобальных аудио-стандартов для телевидения сверхвысокой четкости (UHDTV) и вещания в интернете. Появление таких стандартов будет способствовать созданию и передаче аудиофайлов, содержащих полную аудио-программу, включая аудио-семплы, а также метаданные для любой комбинации объектного, канального и сценического аудио.

Какая аудио-технология может стать базовой для вещателей и потоковых платформ? На сегодняшний день самыми известными кандидатами на этот пост являются две разработки - формат AC-4 от Dolby и MPEG-H Audio от IEC/MPEG.

Dolby AC-4

«Dolby Laboratories, Inc.» делает ставку на козырную карту AC-4, потомка известного всем AC-3. Основное требование к новым аудиокодекам, в принципе, то же самое, что и к видео - ужать как можно больше данных, минимально урезая качество. И здесь Dolby AC-4 обгоняет своего предка примерно в полтора раза, но это не главное его достоинство. Одно из главных достоинств этого формата в том, что он требует скромных вычислительных способностей железа при декодировании (это сильно увеличит его возможности на поле мобильных устройств и веб-контента).
Компания Dolby описывает AC-4 как «элегантную архитектуру», разработанную с учетом опыта, полученного при создании первой в мире коммерческой системы объектного аудио Dolby Atmos. В итоге битовый поток AC-4 способен нести в себе канальное аудио, аудио-объекты либо комбинацию этих опций. Также разработчики обещают, что аудиофрейм будет соостветствовать фрейму видео, что решит проблемы с синхронизацией. Заявлено много вкусностей, которые в старых аудиоформатах не были возможны, вроде контроля над уровнем диалога или эффектов (такая себе "громкость с интеллектом").
В ситуации с Descriptive Audio (звуковая дорожка для людей, имеющих проблемы со зрением) AC-4 обещает возможность просмотра с такой дорожкой без удвоения размера аудио. Эта разработка также сможет оптимизировать поддержку различных языков, которые можно будет выбирать, примерно как на Blu-ray дисках, только со значительной экономией объема передаваемых данных.
Многие телевещательные компании уже изъявили о намерении использовать AC-4 в Ultra HD-трансляциях (его уже использовали во время UHD-трансляции UEFA 2015 и других спортивных соревнований), а производители техники всерьез собрались инкорпорировать Dolby AC-4 в новые 4K-телевизоры.

MPEG-H Audio

У AC-4 наметился серьезный конкурент в лице MPEG-H Audio, являющийся далеким потомком AAC, который, при одинаковых параметрах, выигрывает у МР3.
MPEG-H - это группа форматов разработки «International Electrotechnical Commission» и «Moving Picture Experts Group». Их главным детищем, которое будет представлено на рынке UHD-аудио, будет кодек MPEG-H 3D Audio, поддерживающий от 8 до 64 каналов. Восьмиканальное аудио - отсюда понятно, за что формат получил название 3D Audio. Главным достоинством является очень низкий битрейт, при котором возможен качественный звук, что достигается очень эффективной системой сжатия.
MPEG-H обладает рядом свойств, присущих AC-4, вроде контроля динамического диапазона и управления громкостью диалогов.
Подобно детищу Dolby, формат MPEG-H Audio можно настраивать исходя из личных предпочтений, адаптировать к среде воспроизведения звука - к домашнему кинотеатру или многолюдному заведению. Ну а в случае просмотра/прослушивания с мобильного устройства пользователь сможет выбирать комментарии к видео или другой язык.

В целом мне кажется, что для UHDTV главным форматом станет Dolby AC-4, а вот MPEG-H Audio может занять часть мобильного рынка и прижиться на вещательных интернет-сервисах.

+3
Оценить пост
3 голоса, 12219 просмотров
     

Выскажи свое мнение!

Имя
Комментарий
Символы на картинке
обновить
Читайте похожие записи в блогах
30.10.2014 Что такое H.265 (HEVC)? Все "фишки" нового стандарта кодирования
19.12.2018 Dolby Atmos для домашнего кинотеатра: как выбрать и настроить, где брать фильмы

Подписаться на рассылку от HDCLUB

Кинотеатры пользователей

  • Владелец: SergeiGraf
    Бюджет: $ 4200

  • Владелец: Nickson
    Бюджет: $ 2000

  • Владелец: sergeikorolko
    Бюджет: $ 8198

Голосование на HDCLUB

Какую онлайн-платформу для просмотра фильмов и сериалов вы используете в качестве основной?

  • Amazon Prime Video
  • Amediateka
  • Apple TV+
  • IVI
  • MEGOGO
  • Netflix
  • Okko
  • YouTube Premium
  • Кинопоиск HD
  • Другой локальный сервис (Premier, OLL.tv, START, Sweet.tv, ...)
  • Другой сервис через VPN (Disney+, HBO Max, Paramount+, ...)
  • Я вообще не пользуюсь стриминговыми сервисами
Bluray4ik


MEGOGO UA

Все содержание портала "Все о Ultra HD, Full HD, Hi-Fi, Blu-ray, 3D и HDTV", включая идеи оформления и стиль, являются объектом авторского права. При цитировании документа ссылка на сайт обязательна. Полное копирование и размещение материалов HDCLUB.ua на других сайтах без письменного разрешения редакции не допускается.