1

Музыка в Hi-Res Audio наступает на Blu-ray Audio, SACD и DVD-Audio

Gringo, 24.11.2017 в 13:26

Музыка в Hi-Res Audio наступает на Blu-ray Audio, SACD и DVD-Audio

Еще недавно большинство из нас довольствовались прослушиванием mp3 с плеера или смартфона, но ведь настоящие меломаны стремятся к "большему". Последнее уже многие годы существует в виде физических дисков, но несколько лет назад альтернативу им составил High-Resolution Audio (HRA или аудиоформат высокого качества). Шаг за шагом он внедряется в новинки техники и приобщает миллионы потребителей, чем необратимо приближает закат эры массовых физических форматов. Рассмотрим это противостояние с позиции истории и фактов.

От CD до SACD и Blu-ray Audio

CD-диски появились на прилавках в далеком 1982 году и с тех пор стал "народным" форматом как наследник винила. К концу 90-х корпорации представили следующее поколение носителей звука, причем сразу несколько "наследников СD" намеревался занять его место.
Формат SACD, или Super Audio CD был разработан теми же корпорациями, что и обычный CD - Sony и Philips - еще в 1999 году. Строились планы, что SACD, как и его предок, будет доминировать в своей нише, но стать монополистом ему так и не судилось. На SACD можно делать записи от одного до шести каналов, а продолжительность записи может достигать двух часов. Интересной особенностью SACD стала возможность совместимости с обычными CD-проигрывателями благодаря формату Hybrid SACD, где есть еще один слой с CD-данными. Обычный же SACD требует отдельного плеера, но возможность его проигрывания реализована на многих DVD- и Blu-ray плеерах.

Официально формат DVD-Audio был продемонстрирован в том же 1999 году, но его проект был представлен годом ранее. Появление аудио-версии DVD было лишь вопросом времени и ее разработчиками была группа корпораций под общим названием DVD Forum (общее количество - более 230 компаний). DVD-Audio диски могут воспроизводиться на всех DVD-плеерах, также на дисках может быть видео-материал.
При общей схожести технических параметров записываемого звука, эти два формата отличаются подходом к кодированию звука. SACD использует Direct Stream Digital, который конвертирует звук в 1-битном разрешении, но с высокой частотой (2822,4 кГц, что в 64 раза больше 44,1 КГц), что дает такие преимущества как помехоустойчивость, стойкость к ошибкам, техническую простоту при воспроизведении и хорошие частотные характеристики. В DVD-Audio звук кодируется форматом Meridian Lossless Packing (MLP) с высокой разрядностью от 16 до 24 бит и частотой до 192 кГц (6 каналов 24 бит/96 кГц или 2 канала 24 бит/192 кГц) и вышеуказанные преимущества можно причислить и ему.
В связи с проблемами с защитой диска, DVD-Audio появился на прилавках примерно на год позже SACD, отчего наметилось отставание в продажах. Но оба формата очень туго пошли у массового пользователя, в основном из-за нежелания тратится на более дорогие в сравнении с CD носителями и более узкого ассортимента записей, а также низкой распрастраненности новых проигрывателей.

Позже еще одного конкурента этим форматам запустил Universal на Blu-ray, хотя до этого были и другие вариации Blu-ray-Audio. Формат High Fidelity Pure Audio (BD-A) на дисках до 50 Гбайт был запущен в 2013 году и маркетологи его именовали как "наследника CD" и делали акцент на технических преимуществах HD-звука. Видимо, назло DVD-Audio и SACD, хотя в итоге и этот формат не получил распрастраненности и славы CD. На Blu-ray-Audio запись может быть как в PCM (чаще всего стерео), так и в Dolby True HD, DTS-HD MA и даже новом Dolby Atmos, что позволяет обеспечить звук характеристиками 24bit / 96kHz (или 192kHz для стерео).

Все эти попытки занять место CD хоть и не увенчались успехом, но все же стали вехой в развитии качественного звука. Если Blu-ray "побил" HD-DVD всего лишь после двух лет "схватки" и стал монополистом, то на поле аудио-дисков такая ситуация не вырисовывается уже более пятнадцати лет. Ни один из описаных форматов не стал настолько массовым, чтобы загнать конкурента в тупик.

Что такое Hi-Res аудио

Как ни парадоксально, удар по физическим форматам пришел со стороны сжатой музыки, легально распростряняемой через интернет. Нам предлагают записи высокого разрешения в виде файлов без недостатков BD-A, SACD и DVD-Audio.
В общем, термин High-Resolution Audio относится к звуку, который обладает повышенной частотой дискретизации и большей глубиной, нежели CD с его 16-бит/44,1кГц. HRA-треки дарят значительно более детализированное и текстурированное качество звучания. Hi-Res звук воспроизводится так, как если бы вы услышали его на сцене или в звукозаписывающей студии. Обычно HRA-файлы используют частоту семплирования либо 96 кГц, либо 192 кГц при 24 битах, но допускаются и файлы 88,2 кГц и 176,4кГц.
По сути Hi-Res аудио и так издается на оптических носителях: DVD-Audio, SACD и Blu-ray Audio (до 24 бит / 192 кГц). Но массового слушателя гораздо более интересуют простые файловые HRA-форматы и кодеки, которые поддерживают вышеуказанные частоты семплирования и битовые глубины. Среди них FLAC (свободный аудио-кодек без потерь качества), ALAC (аудио-кодек Apple без потерь качества), WAV, AIFF и DSD. FLAC является самым популярным, доминируя в тои числе и за счет лучшей поддержки метаданных. Вдобавок FLAC с момента появления в 2001 году служил копированию музыки с CD-дисков, его пределы очень велики и сегодня можно встретить записи с техническими характеристиками 7.1 96/24 и 192/24.

Hi-Res потоковый и загружаемый

FLAC, как главный представитель High-Resolution, очень доступен и поддерживается всеми современными Blu-ray-плеерами, медиаплеерами, аудиоресиверами и даже софтом на ПК и смартфонах.
Остается лишь решить, каким путем Hi-Res музыка попадет на ваше устройство. Сегодня записи в FLAC или DSD доступны не только на пиратских ресурсах, но и в легальных интернет-магазинах вроде hdtracks.com и 7digital.com. Вдвоем эти ресурсы перекрывают практически весь музыкальный мейнстрим, а любители классической музыки могут заглянуть на eclassical.com. Вы можете выбрать понравишийся трек или целый альбом, а затем скачать их в одном из доступных вариантов (даже в виде DSD-файлов).

Если вам не хватает ассортимента на самых крупных ресурсах, то существует множество цифровых магазинов и сервисов, позволяющих приобрести треки высокого качества в виде FLAC и даже DSD-файлов. Среди них самые лучшие: Acoustic Sounds Super HiRez, HIGHRESAUDIO, IsoMike Recordings, ClassicsOnline, PonoMusic и NativeDSD. Недостатков мало: высокая цена, мало файлов в 192 кГц, копии SACD-изданий обычно представлены только в FLAC и не представлены в виде DSD-файлов. Вдобавок есть одна ниша, где физические носители пока никому не уступают – многоканальное аудио. Свыше 80% ассортимента Hi-Res сервисов сейчас составляет музыка в стерео. В сегменте потоковой иузыки эта цифра и вовсе 90+.

Помимо универсальных магазинов внимания заслуживают и нишевые проекты от крупных производителей аппаратуры. Так, сервис Naim дополнительно занимается распространением HRA, включая музыку под лейблом Naim Label. Под эгидой бренда Bowers & Wilkins собрана коллекция Society of Sound из высококачественных аудиофайлов студийного качества, а ресурс Linn предлагает скачать файлы в формате Studio Master 24 бит/192 кГц FLAC и ALAC. Не отстает от конкурентов и бренд Onkyo со своим Onkyo Music.

Наиболее современный вариант - потоковый Hi-Res, где правят бал сервисы Tidal и Qobuz. Первый давно известен как коллекция музыки с CD-качеством, но в январе 2017 предложил коллекцию записей 24 / 96 для подписчиков Tidal HiFi в настольной версии. А французский сайт Qobuz уже интегрирован в большую часть ресиверов и плееров 2016/2017 года выпуска и предлагает потоковый доступ к более 10 000 HRA-альбомов. Успехи этой парочки задают новую планку качества звука, пока еще не покоренную гигантами рынка вроде Apple Music и Google Play Music.

Подводя итоги

На фоне тяжеловесов вроде SACD и Blu-ray Audio, требовательных к технике и весьма недорогих, HRA аудио выглядит идеальной альтернативой. На рынок уже выпущены автомобильные системы премиум-класса, что позволяет слушать HRA в дороге. Hi-Res аудио до 24/96 вы можете запустить на связке качественных наушников с телефоном среднего класса или плеером, просто скачав, а зачастую и прослушав альбом из онлайн-сервиса. А физические форматы останутся в нише коллекционеров и как основной выбор для любителей многоканального аудио.

+6
Оценить пост
6 голосов, 14223 просмотра
     

Комментарии пользователей (1)

  • mft39, 06.07.2018 в 16:13
    Рейтинг: 32
    Отличная тема! Благодарю за обзор, если Вы не против, я переведу на английский и опубликую у себя на форуме

Выскажи свое мнение!

Имя
Комментарий
Символы на картинке
обновить
Читайте похожие записи в блогах
08.06.2012 FLAC - слышите ли вы разницу с MP3?
23.12.2019 Диски или онлайн? Какой будет дистрибуция фильмов и музыки

Подписаться на рассылку от HDCLUB

Новое на форуме

Кинотеатры пользователей

  • Владелец: digi89ua
    Бюджет: $ 20000

  • Владелец: Bulldog
    Бюджет: $ 12000

  • Владелец: alexsnob
    Бюджет: $ 50000

Голосование на HDCLUB

Какую онлайн-платформу для просмотра фильмов и сериалов вы используете в качестве основной?

  • Amazon Prime Video
  • Amediateka
  • Apple TV+
  • IVI
  • MEGOGO
  • Netflix
  • Okko
  • YouTube Premium
  • Кинопоиск HD
  • Другой локальный сервис (Premier, OLL.tv, START, Sweet.tv, ...)
  • Другой сервис через VPN (Disney+, HBO Max, Paramount+, ...)
  • Я вообще не пользуюсь стриминговыми сервисами
Bluray4ik


MEGOGO UA

Все содержание портала "Все о Ultra HD, Full HD, Hi-Fi, Blu-ray, 3D и HDTV", включая идеи оформления и стиль, являются объектом авторского права. При цитировании документа ссылка на сайт обязательна. Полное копирование и размещение материалов HDCLUB.ua на других сайтах без письменного разрешения редакции не допускается.