Формат диска: | BD-50 (Blu-ray Dual-Layer Disc) |
---|---|
Тип издания: | Gift Case, Коллекционное издание |
Видео: | MPEG-4 AVC / 1080i60 / 1.78:1 |
Аудио: | Итальянский DTS-HD MA 5.1 Итальянский LPCM 2.0 |
Субтитры: | Итальянский, Английский, Французский, Немецкий, Испанский, Китайский, Корейский, Японский |
Допы: | Список дополнительных материалов |
Жанр: | Опера, Классическая |
Студия/Зал: | Unitel/Classica, Театр Teatro Regio di Parma |
Режиссер: | Tiziano Mancini |
Композитор: | Джузеппе Верди |
В репертуаре оперных театров мира основу составляет творчество около 15 композиторов, но этот стоит особняком даже среди таких метров как Моцарт, Чайковский или Вагнер. Имя Джузеппе Верди нередко и вовсе ассоциируют со всей итальянской оперой. Это неудивительно ведь Верди стал автором 26 опер, а такой плодовитостью в истории могли похвастать единицы. Конечно же, перу Джузеппе принадлежат и многочисленные инструментальные произведения и даже романсы, но мировую известность ему принесли именно оперы, часть которых и вовсе стали жемчужинами оперной классики.
В плане узнаваемости мелодий ведущая 10-ка опер Верди на высоте, но вот в более редких произведениях, на мой взгляд, можно встретить повторяемость музыкального ряда и сама музыка менее запоминается. Если уж придираться, то и сюжетная линия меньше цепляет, чем в Аиде или Риголетто. Вместе с тем, каждое произведение Верди передает особое настроение благодаря гармонии в музыке. Его оперы можно слушать часами, тогда как произведения того же Вагнера цепляют не меньше, но очень утомляют энергетически.
Специально к юбилею автора связка солидных издателей CMajor и Unitel/Classica подготовили коллекционные издания всех опер Верди (1-е из 30 DVD-дисков и второе из 27 Blu-ray). Запись большей части опер происходила в течении 2007-2012 годов в театре Teatro Regio di Parma, а главным режиссером выступил Тициано Манчини. Часть из опер (самые популярные и впервые на медианосителях “Эрнани” и “Двое Фоскари”) уже вышли отдельными дисками, но около 15 изданы только в рамках этого коллекционного сборника.
Список опер таков:
Requiem (Реквием), Oberto (Оберто, граф ди Сан-Банифачио), Un giorno di regno (Король на час), Nabucco (Навуходоносор, «Набукко»), I Lombardi alla prima crociata (Ломбардцы в первом крестовом походе), Ernani (Эрнани), I Due Foscari (Двое Фоскари), Alzira (Альзира), Attila (Аттила), Macbeth (Макбет), I Masnadieri (Разбойники), Il Corsaro (Корсар), La Battaglia di Legnano (Битва при Леньяно), Luisa Miller (Луиза Миллер), Stiffelio (Стиффелио), Rigoletto (Риголетто), Il Trovatore (Трубадур), La Traviata (Травиата), I Vespri Siciliani (Сицилийская вечеря), Simon Boccanegra (Симон Бокканегра), Un ballo in maschera (Бал-маскарад), La forza del destino (Сила судьбы), Don Carlo (Дон Карло), Aida (Аида), Otello (Отелло), Falstaff (Фальстаф), Giovanna d'Arco (Жанна д’Арк).
Среди исполнителей можно встретить как известных оперных артистов Лео Нуччи, Франческо Мели, Димитра Теодосиу, так и молодежь из России, Италии, Испании и других оперных школ. Все на 5+ справляются со своими партиями, а благодаря ротации составов даже топ-исполнители не успеют примелькаться, даже если смотреть всю коллекцию опер нон-стоп.
Трансфер видео стандартен для изданий классической музыки – это 1080i60 поток, закодированный MPEG-4 AVC. Аспект ратио также не отошел от классических канонов.
Оценка качества изображения в сборнике варьируется от 7-ки до 8,5, причем записи с огрехами превалируют. Каждая опера записана и подготовлена к Blu-ray со своими нюансами, но в целом после просмотра подготовлен подробный список плюсов и минусов.
Цветопередача в целом неплоха, но на ряде опер цвета недостаточно насыщены. Уровень черного хорош, но не более того. Артефактов нет, а вот шумы часто встречаются в тенях и на костюмах аристов.
Кое-где изображение демонстрирует заметную зернистость, а детализация неоднородна и меняется от плана к плану. Порой на краю сцены в слабоосвещенном углу можно заметить в кадре размытость, но уже через несколько секунд лицезреть отлично детализированные эпизоды. На мой взгляд, главная проблема всех записей в этом сборнике – неоптимальные схемы освещения сцены, что привело к изначальному скрытию некоторых мелких деталей в кадре. В подтверждение этой версии – сцены, где свет падает вертикально на солиста или спереди. В такой ситуации вы можете наблюдать все морщины на лицах складки на одежде и многое другое.
И напоследок ключевая мысль. Если дотошно не изучать видеоряд, а просто сидеть и смотреть, то вряд ли у вас будут большие претензии кроме как ощущение что “картинка могла бы быть и лучше”. Да это не лучшее издание конкретных опер, но я боюсь, что работа над правильностью съемок и перевода записей на Blu-ray увеличили бы ценник издания в 2-3 раза.
Аудиодорожки также стандартны для изданий классической музыки – все от Accentus и Decca до Opus Arte, cMajor и Euroarts предпочитают выпускать релизы с многоканальным DTS-HD MA 5.1 и стерео PCM 2.0.
Меню на дисках упрощенное – по сути даже нормальное переключение между субтитрами недоступно. Но всегда остается вариант через кнопки пульта. Издание может похвастать отличным набором субтитров: итальянские (оригинал), английские, немецкие, французские, испанские, китайские, корейские, японские. Жаль что нет русских, но их издатели до сих пор игнорируют, мотивируя малым спросом (по их оценкам).
Звук далек от идеала, но в противовес ситуации с видеорядом здесь нет такого разброса по качеству. На многих операх есть отдельные мелкие проблемы баланса между певцами и оркестром, но в целом можно отметить хорошую детализацию и приличный динамический диапазон записи.
LPCM Stereo, как по мне, лучше, а у звука в 5.1 порой случаются провалы объемности и чувствуется пустота в тылах и даже канале сабвуфера. Недаром на ряде изданий честно пишут о звуке 5.1 (5.0). Мне кажется, что стерео вариант лучше для тех, кто хочет погрузиться в звучание голосов солистов (хотя тут идеалом было бы Blu-ray Audio или SACD-издание) и насладиться нюансами пения. Многоканал же будет базовым вариантом для зрителя, который смотрит оперную запись как бы в целом, наблюдая и за постановкой и за костюмами и за декорациями.
Издание не так богато на дополнительные материалы как хотелось бы. К каждой опере есть 10-минутное вступление, а полноценные допы представлены документалкой “Verdi’s Backyard” (продолжительность 52 минуты).
Казалось бы, самое время ставить невысокую оценку и переходить к итогам. Но тут на арену выходит содержимое комплекта и нюансы оформления. Красочная твердая упаковка типа slipcase уже воспринимается как нечто тривиальное, а вот 124-страничный буклет весьма информативен и порадует каждого покупателя. Он кстати на 3-х языках: английский, немецкий и французский. Также внутри коробки вы найдете и подборку цветных фотографий с лучших оперных представлений в издании.
Эх, как жаль, что подобные издания музыки единичны. А по правде говоря, это Blu-ray издание и вовсе уникально. Коллекция опер Джузеппе Верди придется по вкусу как поклонникам его творчества, так и людей якобы равнодушных к опере. Технически Blu-ray издание не подкачало - добротная картинка и звук плюс набор субтитров на ведущих языках. Цена за комплект, конечно, кусается (на данный момент 750-800 уе), но к весне должна снизиться до более доступных 600. Впрочем, и сейчас и позже издание идеально подойдет коллекционерам или в качестве очень дорогого подарка истинному ценителю классической музыки.
Как мы тестируем Blu-ray изданияРедакция HDCLUB использует десятибалльную систему оценки Blu-ray релизов. Для обзоров редакции и отзывов пользователей предлагается единый набор критериев оценки дисков.
Музыка
Субъективное мнение обозревателя о контенте с учетом его личных предпочтений. Понятно, что мнение иногда может не совпасть с оценкой фильма большинством, но мы стараемся писать взвешенно, не повинуясь голым эмоциям и обосновывая те или иные недостатки. Эта часть обзора пишется в соответствии с устоявшимися правилами рецензирования, но в вольной форме (как того пожелает автор). Кроме того, мы стараемся делать обзоры на фильмы, которые удалось посмотреть более 1 раза (когда-то давно или недавно в кинотеатре и еще раз в домашнем кинотеатре уже на Blu-ray). Аналогично с музыкой, концертами, операми или балетом.
Изображение
Обоснованная оценка качества видеоряда на Blu-ray издании, сделанная с поправкой на субъективизм глаз обозревателя и погрешности его аппаратуры. Учитываются контрастность и яркость изображения, цветопередача, уровень шума, детализация, наличие артефактов, уровень черного и т.д.
Важные ориентиры в оценивании: 1 балл = изображение ужасно и просмотр невозможен. 4 балла = качество изображения сравнимо с хорошим DVD. 7/8 баллов = уровень массовых изданий Blu-ray (хорошая картинка с рядом недостатков). 10 баллов = изображение идеально и без малейших артефактов.
Звук (+субтитры)
Обоснованная оценка качества и количества аудио и субтитров на издании, сделанная с поправкой на субъективизм ушей обозревателя и погрешности его аппаратуры.
Важные ориентиры в оценивании: 1 балл = испорченный звук с неправильным разложением по каналам, отвратительный перевод, нет никаких субтитров и т.д. 4-5 баллов = звук уровня Dolby Digital 2.0, дорожка одноголосая/двухголосая, перевод не идеален.
7-8 баллов = уровень массовых изданий Blu-ray (русский и/или украинский трек в формате DD 5.1, неплохие позиционные эффекты и глубина, атмосферность). Перевод многоголосый или дубляж, есть субтитры. 10 баллов = эталон звука. Оригинальная и локальная HD дорожки в 5.1 или 7.1, великолепное звучание, пространственные эффекты и басы на высоте, отличный перевод. Есть русские и/или украинские субтитры.
Стоит учесть, что для документальных фильмов оценка за аудиоряд выставляется более лояльно. Требования снижены, так как нет большой необходимости в HD дорожках и потрясающих эффектах.
Дополнительные материалы и бонусы
Комплексная оценка за бонусы (BonusView, U-Control и т.д.) и сами дополнительные материалы. Оценка от 1 балл (полное отсутствие) до 4-5 баллов за подборку роликов в SD и без перевода, 6-7 баллов за неплохую HD подборку без перевода или субтитров и 10 баллов за эталонный разноплановый набор HD-видео с переводом. При наличии таковых на диске можно учесть и скрытые бонусы - “Пасхальные яйца” (Easter Eggs).
Диск
Средневзвешенная оценка Blu-ray издания, учитывающая ценность фильма/фильмов на нем, баллы за видео/аудио/допы, а также полиграфию/дизайн/оформление издания. Какие весовые коэффициенты в итоговой оценке у вас имеют видео, аудио и допы - ваше личное дело. Но следует понимать, что видео и аудио первостепенны, а на огрехи полиграфии или скудность допов часто можно и закрыть глаза. Важно, чтобы итоговая оценка не противоречила баллам за составляющие (например, странно видеть оценку 6 за Blu-ray издание, где видео, аудио и сам контент оценены на 9 и только допы на 4-5).
Аудиопотоки, обозначенные в техническом отчете BDInfo в виде "скрытых"(*), как правило не выводятся в карточку диска и формально отсутствуют в конкретном обозревающемся меню Blu-ray (например, японский звук на дисках производства 20th Century Fox).
Субтитры языковых наречий (напр. испанский / испанский латиноамериканский, китайский традиционный / китайский упрощенный), если таковые имеются на диске, выводятся в карточке диска только в случае присутствия соответствующих дорожек этих наречий. В противном случае, используется одно общее название (напр. испанский, китайский).
Субтитры на комментарии выписываются только на русский и украинский языки. Уточняющую информацию о субтитрах на комментарии для других языков, форсированных (тексты песен, надписи и пр.) и на "картинку-в-картинке" можно получить в Информации о диске в соответствующем техническом отчете BDInfo, исходя из количества потоков и битрейтов.
Все содержание портала "Все о Ultra HD, Full HD, Hi-Fi, Blu-ray, 3D и HDTV", включая идеи оформления и стиль, являются объектом авторского права. При цитировании документа ссылка на сайт обязательна. Полное копирование и размещение материалов HDCLUB.ua на других сайтах без письменного разрешения редакции не допускается.